Тюменский художник посвятил свою выставку деревням, которых нет на карте

Чтобы добиться полслова от маэстро живописи Михаила Захарова (сейчас тюменского, а вообще уватского), надо, подумают иные, на голову перед ним встать или закукарекать. Яркий, мудрый и смешливый в творчестве, он абсолютный молчун в обществе. Но на вернисаже в честь своего 80-летия Михаил Иванович расщедрился на поклон, позирование с блюдом татарской урамы и реплику про родные места.

Тюменский художник посвятил свою выставку деревням, которых нет на карте
© Российская Газета

Что же так расшевелило мастера? Может, просто время пришло сбросить оковы аскезы и сказать людям, как плачет сердце, вспоминая деревеньки Шандар и Березовку Уватского района, которые вырастили, насытили впечатлениями и растворились в пространстве. "Ну, со свиданьицем, что ли", - каждый раз думает седовласый живописец, приступая к работе. "Со свиданьицем!" - так назвали персональную выставку Захарова в Тюменском драмтеатре. Она стала первой в новом сезоне. Спектакли в ТБДТ, раздираемом отвратительными скандалами, еще не стартовали, а художественные проекты уже радуют глаз.

Герои Захарова - это учебник деревенских характеров в жанре гротеска. Не дети и их родители, а исполинские старики и старухи в декорациях изб, сараюшек, болот, урманов, чащоб и великого, кишащего осетрами Иртыша (так было давным-давно). Кому еще доживать у лесов, как не им? Народ на вид простоватый - босиком, в лаптях и сбереженных хромовых сапогах, в телогрейках, штанах с заплатами, подпоясанных веревочками рубахах, доставшихся от городских родственников пиджачках, ситцевых платьях в горошек, косынках и ушанках. Охота, рыбалка, сбор ягод, беседы на завалинке - уклад понятен и непоколебим, как следование времен года.

Но простоваты северные мужики и бабы лишь поверхностно. Как когда-то заметил Захаров, у деревенских, живущих на одном месте, - энергетика, сила, мощь. Они не держат в домах книг, не знают, кто такой Гоголь, но мудры в своей изначальности. А вот тот, кто оторвался от корней, стал перекати-полем и унесся в небытие. Рассматривать захаровские полотна можно бесконечно. Михаил Иванович, талантливый и в прозе, позволяет в изобразительном искусстве некоторую шалость - реплики героев в уголке картин. Фраза или две в его немногословной стилистике как будто цельный рассказ. "Вроде пенсию добавят", - вещает первая старуха. А ей в ответ: "Догонят да ишшо добавят". Вот и диалог. "У врача был, дак анализы какие-то нехороши", - жалуется дед. "Вот я и говорю: картошка-то мелка", - поддерживает его жена.

- Недавно мы свозили Михаила Ивановича на родину, - призналась залу документалист Вера Федорова, которая снимает про художника фильм "Ангел на качелях".

- Уж нет ее, - почти прошептал мастер и опустил голову.

Тех деревень на Уватской земле действительно нет, как и многих других на карте страны. Захаров их часто пишет по памяти. А последний вояж так его напитал, что за два месяца мастер выдал аж десять картин. Фильм обещают представить 11 октября и тоже в театре, поскольку в его производстве помогает местное отделение СТД. Может, тогда же наш молчун покажет свежие работы и поговорит наконец со зрителями про урманы, Иртыш, медведей и клюкву.