Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыНовости МосквыОтдых в РоссииФутболПолитикаОтдых за границейХоккейОбществоЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытКрасотаНаука и техникаПсихологияШоу-бизнесВоенные новостиЭкономикаТрендыИгрыАналитикаКомпанииЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Курентзис и musicAeterna триумфально представили "Страсть" Дюсапена в Москве

Этот спектакль родился летом прошлого года как событийная кода Дягилевского фестиваля, что проходит в Перми. Тогда это была российская премьера оперы современного французского композитора Паскаля Дюсапена Passion / "Страсть". К показам в Москве постановка приобрела еще более явные черты назидательного пастиччо.

Опера, созданная учеником Мессиана и Ксенакиса по заказу фестиваля в Экс-ан-Провансе в конце первого десятилетия нашего века, вдохновлена европейским барокко и отталкивается от мифа об Орфее и Эвридике и повествует без какой-либо сюжетной нагрузки о двух современных влюбленных, чья страсть мучительно для обоих угасает, но они не способны расстаться, чтобы подарить друг другу свободу, в которой крайне нуждаются. Мрачное либретто, представляющее человеческие отношения пожизненной пыткой, написано самим композитором в тандеме с Ритой де Леттериис на итальянские тексты мадригалов Монтеверди и Джезуальдо.

Это капсулированный мир с кривыми зеркалами, где есть только Он, Она и другие. Во всем, что происходит на сцене, ощущается патологическая болезненность. В детстве из-за недуга Дюсапен несколько раз впадал в кому и, по его собственному признанию, в те моменты находился между двумя мирами. И, судя по всему, для композитора, отметившего в этом году семидесятилетие, это до сих пор остается самым значимым опытом и сильнейшим переживанием.

Спектакль поставили режиссер Анна Гусева и хореограф Анастасия Пешкова в стилистике "физического театра", когда язык тела красноречивее иных способов высказывания. В представлении очень много и прямых, и опосредованных цитат из работ самых признанных коллег - режиссеров и хореографов с мировыми именами. Но все они поданы очень стильно и красиво (сценография Юлии Орловой, костюмы Анны Чистовой, свет Ивана Виноградова, видео Алана Мандельштама): не как заимствование, а как аллегорическая метафора с мощной внутренней энергетикой. Поэтому особая нагрузка выпадает даже не на танцоров, а на тех, кто в программке атрибутирован "перформерами" (все артисты musicAeterna Dance).

Они вроде бы создают фон реальной жизни, а на самом деле не для главных героев, а публике в зале как бы параллельно Его и Ее жизни (действие разворачивается на двух уровнях и в отраженной зеркалами реальности), показывают картинки того быта, о который, по классику, разбилось множество любовных лодок. Это необходимо, поскольку это бессюжетная история, а сама музыка чувств не содержит.

Опера звучит предостерегающим набатом: без души не может быть человека

Здесь нет никаких арий, нет дуэтов. Но есть мадригал-консорт, комментирующий действие будто античный хор. Это сквозная, не прерывающаяся музыка. Она переплетается из голоса в голос, из ансамбля в инструменты из оркестра. И практически невозможно поймать начало и конец движения музыки во всех десяти картинах оперы за те 95 минут, что продолжается этот "спиритический сеанс". Она (сопрано Наталья Смирнова) и Он (тенор Кирилл Нифонтов) на протяжении всего этого времени не уходят со сцены, на отлично проходя титанический тест на профессионализм и выносливость.

Музыка напряженная, тревожная и печальная - в партитуре господствует фригийский лад, самый мрачный и таинственный. Она сложна и часто экстремально высока, но очень умна и, кажется, абсолютно не спонтанна, а будто рассчитана как совершенная математическая формула. И тут нельзя не заметить, что под руководством Теодора Курентзиса спектакль отработан с уникальной исполнительской безупречностью, которая, кажется, только подчеркивает главную мысль композитора. А она заключается в том, что, создавая свою седьмую и самую известную оперу, Паскаль Дюсапен уже в 2006 году, почти двадцать лет назад, стремился "спрогнозировать" роль искусственного интеллекта в композиторском ремесле. В итоге эта опера звучит предостерегающим набатом: без души, несмотря на все внешние сходства, не может быть человека.

Кстати

Показ оперы Дюсапена "Страсть" на подмостках "Новой оперы" стал первым элементом проекта "Музей в опере / Опера в музее". Это совместное начинание Московского музея современного искусства и столичного оперного театра. На пороге своего 35-го юбилейного сезона "Новая опера" благодаря идеям своего руководителя - Антона Гетьмана - ищет нечто, способное в афише реально отразить название "Новая опера".

Сегодня в фойе развернута выставка "Референсы" ("вспомогательные материалы"). Созданием экспозиций руководил известный театральный художник Алексей Трегубов. Это визуальное осмысление современными художниками процесса создания оперы.

Следующее событие фестиваля пройдет уже в залах музея. Весной будет представлена опера-выставка "Борис Годунов". Связующими звеньями станет серия дискуссий "Между / In between". Отправной точкой для бесед станет творчество основателя "Новой оперы" Евгения Колобова.