Театр «Ромэн» открыл сезон цыганской жемчужиной

фото: Александр Колбасов

Театр «Ромэн» открыл сезон цыганской жемчужиной
© ГлагоL

Сентябрь — традиционный месяц открытия столичного театрального сезона. Культовый московский театр «Ромэн» (кстати, единственный государственный репертуарный цыганский театр в мире) решил зайти с козырей и начал его с регулярных показов своего самого известного и кассового спектакля «Мы цыгане». Впечатлениями о первом спектакле сезона в «Ромэн» поделилась публицист и историк Евгения Пименова.

Это не просто «визитная карточка» театра. Это спектакль-рекордсмен. Он беспрерывно идет на сцене театра «Ромэн» уже почти полстолетия — с 1976 года! Это была постановка тогдашнего художественного руководителя «Ромэн», одного из самых звездных цыганских актеров СССР Николая Сличенко. И по сей день спектакль сохраняет все детали его авторского подхода.

«Мы цыгане» — это по сути визуализированный цыганский эпос, повествующий об истории исхода цыган из Индии и их расселении по миру. И, конечно, особое место отведено тому, как ромалэ пришли в Россию. Спектакль насыщен аллюзиями и реминисценциями на произведения русской классики, где упоминались цыгане — Пушкина, Лескова, Лермонтова, Толстого.

Сами ромэновцы предпочитают называть его даже не спектаклем, а «народным музыкальным зрелищем». На протяжении двух с лишним часов на сцене сменяют друг друга впечатляющие массовые сцены, и все это сопровождается знаменитым надрывным цыганским многоголосием, мощнейшими соло и щемящими гитарными переливами.

Здесь можно получить весь тот цыганский колорит, за которым, собственно, и приходит публика: любимые романсы, невероятные цыганские тембры и голоса, взмахи цветастых юбок, звон монисто, почти гипнотически ускоряющаяся музыка, гибкие тела молодых танцовщиц… И да, «Очи черные» там тоже есть, причем в исполнении виртуозного «ромэновца», участника 10-го сезона шоу «Голос» Артура Богданова.

Кто-то может сказать: это, мол, стереотип, клише… Нет. Это сценическая презентация традиционной культуры в ее субстрате — без постмодернистских интерпретаций, без иронии и попыток «осовременивания». Люди живут на сцене и делают то, что умеют лучше всего. Это профессионально, талантливо, красиво и искренне — именно поэтому уже почти 50 лет этот спектакль проходит при полных залах.

Автор Евгения Пименова