"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает о важности сопереживания

Сопереживание - то, чего отчаянно не хватает современному театру. Красивые постановки-аттракционы со сложными режиссерскими концепциями, которые приходится долго разгадывать, на сцене преобладают. Поэтому в Московском Губернском театре под руководством Сергея Безрукова решили взяться за "человеческую" историю - "Старшего сына" Александра Вампилова. Спектакль поставил Григорий Лифанов, худрук Севастопольского драмтеатра им. Луначарского.

"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает о важности сопереживания
© Российская Газета

К слову, пьеса, написанная в 1967 году, никогда не сходила с российской сцены. А троица - Евгений Леонов, Николай Караченцов, Михаил Боярский - возвела в ранг бессмертной классики фильм "Старший сын", снятый Виталием Мельниковым.

Картина вышла уже после трагического ухода драматурга, которого часто называли "советским Чеховым" за умение тщательно препарировать человеческую природу. В театре обычно "Старшего сына" играют на камерной сцене, но Вампилову отдали в Губернском основную, объяснив это тем, что и спустя десятилетия пьеса не утратила актуальности.

Остропсихологическую драму (хотя автор назвал ее комедией) разыграли азартно, ничего ни убавляя, ни прибавляя к авторскому тексту и замыслу. Лифанов не стал додумывать и достраивать - пьеса подсказала все сама. Выцветший от времени деревянный перрон с названием Черемхово (так, кстати, назывался городок, где родился Вампилов) - вывеска растеряла несколько букв. Двое молодых парней, студент-медик Владимир Бусыгин (Артем Губин) и юнец без определенного рода занятий Семен Севостьянов (Кирилл Новышев), по прозвищу Сильва, с гитарой наперевес, опоздали на последнюю электричку. Глушь, деревня, - и отраженный эхом гул сбежавшего поезда: гудки и стук колес станут аккомпанементом спектаклю, и без того пронизанному многочисленными музыкальными интермеццо.

Несговорчивые девушки, которых после танцев герои решили проводить до дома, отказали в ночлеге - пришлось стучаться в первую попавшуюся дверь. На их счастье (о чем юноши пока не догадываются), дверь открывает немолодой кларнетист Андрей Григорьевич Сарафанов. Сыгравший его Леонид Громов, кстати, освоил для роли кларнет - что, по его словам, было весьма непросто. По нынешним временам почти фантастическое происшествие - кто откроет глубокой ночью незнакомцу? Но на сцене - 1960-е: тогда могли и двери не закрывать, и родственники постоянно бывали друг у друга в гостях, и на стенах часто висели неизменный ковер с оленями и черно-белый портрет Хемингуэя: они, конечно, тоже есть в спектакле.

Необычными были не сами поздние гости - шальной была идея Бусыгина представиться незнакомому хозяину квартиры внебрачным сыном, а дальше - куда кривая выведет…

История в Губернском получилась "ламповой" во всех смыслах - и абажур на сцене тоже зажигают. За одни сутки на двух новоиспеченных столичных пижонов-друзей обрушивается целая история жизни, судьба семьи, напоминающая о старой толстовской истине: "все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему".

Хотя Сарафанов несчастливым себя не считает: пусть он играет в клубе железнодорожников, а не в большом оркестре, как когда-то мечтал, - зато по ночам пишет кантату "Все люди - братья". Пусть соседи сквозь губу вслед ему цедят: "неудачник" - Сарафанов убежден: "каждый человек родился творцом", и счастье жизни совершенно не сводится к успешной карьере или толстому кошельку. Его скромность - некая форма добра: он просто жил, воспитывал детей, когда жена ушла к другому, никого не предавал и не подсиживал, не изменял - с якобы "матерью" внезапно свалившегося на голову старшего сына встречался еще до знакомства с будущей женой.

У Вампилова не бывает случайных персонажей. Вот и выпускник летного училища Кудимов (Алексей Веретин), постоянно посматривающий на часы и давший себе слово никогда не опаздывать, в своей карикатурности весьма усерден. В него, такого правильного, влюбляется дочь Сарафанова Нина (Полина Галкина). Ей кажется, что она будет с ним счастлива, - потому и уезжает из дома с Кудимовым на Сахалин.

Бежит из дома от несчастной любви младший сын Васенька Сарафанов (Даниил Вершинин). Но что есть несчастье? В записных книжках Вампилова есть такое пояснение: "Несчастные имеют более верное и точное представление о счастье".

Семья вот-вот развалится - если б не явившийся из ниоткуда блудный "старший" сын. Влюбленность в Нину заставляет Бусыгина сознаться во лжи. Обманщик, так легко игравший чувствами, вдруг осознал себя самым большим грешником во вселенной.

У всех пьес Вампилова (а за 34 года он написал их всего пять) есть потрясающее качество - автор в привычном, каждодневном быте пробуждает бытие. Его пьесы - будто способ убедиться: мы все-таки еще не окончательно растеряли в себе человеческое. Напоминать об этом никогда нелишне - вот ради чего и появился новый спектакль Губернского театра.