Зачем уподобляться? Хлобустов о последствиях нападок на Мавзолей и ансамбль Красной площади

После премьеры фильма «Мумия», подготовленного телеканалом «Спас», в обществе началась оживленная дискуссия по поводу его содержания и предложений, которые были высказаны отдельными из приглашенных экспертов. При этом поднятые в ленте вопросы не так уж безобидны, сказал в интервью «Свободной Прессой» эксперт Фонда национальной и международной безопасности, историк спецслужб Олег Хлобустов.

Ни одно богоугодное дело не может начинаться со лжи, подчеркнул собеседник издания. По его мнению, сегодня у населения, в том числе благодаря работе СМИ, формируется клиповое сознание и мышление — «новость получили, за нее зацепились, и все прошло».

«А ведь еще в 2020 году в интернете был колоссальный вброс на тему того, что бы вы хотели видеть на месте Мавзолея. Культурные граждане не только нашей страны, не только СНГ, но и многих государств мира знают, что на Красной площади существует некрополь, которому уже более 100 лет… большевиков ругают за то, что в 1917-18 году они сносили памятники. Но зачем уподобляться тому, что вы осуждаете? Бронзовых солдат снесли в Таллине — это нехорошо. В Варшаве сносят — это нехорошо. На Украине — это нехорошо. Мы призываем уничтожить историко-архитектурный комплекс на главной площади страны — все нормально, не надо драматизировать», — возмутился Хлобустов.

Несколько лет назад Союз архитекторов России объявил конкурс на лучшее использование Мавзолея, а до этого Минкультуры заявил о выделении денег на проведения его ремонта и реставрации. Интересно, что объект находится под управлением Федеральной службы охраны, и крайне алогично, что его ремонтом занимается министерство культуры.

«И вот Андрей Афанасьев, который является соавтором фильма «Мумия», видимо, не знает, что Кремль и историко-архитектурный ансамбль Красной площади — это объект номер 545 всемирного культурного наследия человечества. И все предложения по «уничтожению — такой акт вандализма, который можно сравнить только с расстрелом талибами Бамианских статуй Будды. И не упоминание о том, что это объект всемирного культурного наследия человечества — возникает подозрение, а не является ли это, собственно говоря, манипуляцией чувствами, настроениями граждан, неидонформированной аудитории», — отметил историк.

Афанасьев и присутствующие в фильме представители РПЦ считают, что Ленина надо по христианскому обычаю захоронить. Начиная с 90-х годов, неоднократно возникала эта идея и не находила своего развития. Автору «Мумии» непонятно, почему эта инициатива глохла. А потому, поясняет Хлобустов, что проводилась комплексная оценка с уточнением последствий этого для нашей страны.

3 июля на сайте канала «Спас» была опубликована стенограмма под названием «Россия говорит», в которой собраны мнения людей о фильме. Начинается она с известного церковного деятеля — Андрея Ткачева, по словам которого, в центре Москвы находится сакральный объект со знаком «минус», который никак не вписывается в Россию будущего и в тысячелетнюю Россию. Хотя, одну десятую часть тысячелетней истории России данный объект находится на Красной площади.

«Ни слова не сказано, что Мавзолей Ленина — это материальный памятник военного парада 7 ноября 1941 года. Это памятник первого салюта во время Великой Отечественной войны 7 августа 1943 года. Это живой свидетель празднования 9 мая 1945 года. Это центральный объект Парада Победы 24 июня 1945 года, когда поверженные военные знамена рейха бросались к ногам наших маршалов и генералов. Они согласны, что этого всего не было в нашей истории? Не было 14 апреля 1961 года, когда не только Москва, а весь мир встречал Юрия Гагарина именно на Красной площади. Какой-то такой избирательный подход к истории и стремление превратить будущее поколение граждан в Иванов, не помнящих родства», — указал эксперт.

За 34 года существования новой России пока не нашлось времени определиться со статусом историко-архитектурного ансамбля Красной площади. Причем, по Кремлю есть такое внутренне убеждение. Но когда человек поднимается на Красную площадь не со стороны Иверского проезда, а с противоположной стороны — там на башне написано: «Охраняется государством», «и вот это надо законодательно закрепить», поскольку тенденции и предложения об уничтожении историко-архитектурного ансамбля существуют, заключил Хлобустов.

Ранее сенатор Алексей Пушков говорил, что без согласия России никакого урегулирования украинского кризиса не будет, поскольку условия урегулирования напрямую касаются ее безопасности.