В Воронеже молодые танцоры поставили спектакль об отношениях

В воронежском Центре культуры и искусства "Прогресс" завершились премьерные показы спектакля "Однажды навсегда". Его авторы - местные молодые танцоры - задумались о том, что наступает после фразы из сказок "И жили они долго и счастливо".

В Воронеже молодые танцоры поставили спектакль об отношениях
© Российская Газета

Новый спектакль поставили и исполнили танцовщики Николай Гаврилин и Мария Беленева. Люди молодые, но уже достаточно известные и по спектаклям в Камерном театре, в танцевальной труппе которого они состояли, и по постановке "Дано мне тело" в "Прогрессе", в которой режиссер Михаил Бычков собрал несколько номеров, созданных разными хореографами на стихи Осипа Мандельштама.

В своем сольном проекте Гаврилин и Беленева оттолкнулись от классической фразы "И жили они долго и счастливо". Собственно, что дальше-то? Что значит счастливо и всегда ли на самом деле счастливо? Как вообще живут люди?

Несколько вариантов развития танцовщики уложили примерно в час. За это время они буквально примеряют на себя несколько ролей: на пустой сцене в помощь им лишь шесть манекенов с разной одеждой - рубашками, майками, платьями, спортивным костюмом.

Варианты эти не лишены любопытства. Например, в первом же эпизоде исполнители сначала все никак не могут выбрать, что надеть и в итоге сходятся на майке - одной на двоих. Попытки танцоров как-то ужиться в одной огромного размера футболке и комичны, и страшны (вырывающаяся из "живота" рука и еще несколько подобных моментов могут напомнить сцены из фильмов ужасов), и, конечно, метафоричны: как ужиться в одном пространстве, чтобы и тебе было хорошо, и партнер не страдал, где идти на уступки, а где нет, как идет поиск компромисса.

Представлены в спектакле и две классические крайности. Одна история - идиллическая: мужчина в "белый верх, черный низ" и женщина в платье всячески друг другом довольны, выражают через дуэт и поддержки (их даже как бы выполняет Мария Беленева, Николай Гаврилин почти не касается пола, лишь слегка страхуя партнершу) страсть и любовь. В другой - типичное домашнее насилие: девушка в китчевом блестящем платье на дискотеке знакомится с гопником в спортивном костюме (умеющий многое Гаврилин предельно точно и без грамма иронии показывает обычные для таких парней "деревянные" движения и ужимки на танцполе), а дальше и таскание за волосы, и катания по полу...

Выбор музыки такой же разнообразный, как и ситуации: тут и модный исландский мультиинструменталист Олафур Арнальдс, и финский электронщик Мика Вайнио, и рокеры Radiohead и Kiss, и не нуждающаяся в представлении Мадонна.

Только хореографией постановщики не ограничились. Здесь есть элементы воздушного танца: в некоторых моментах танцоры, будто цирковые акробаты, на специальных полотнах взмывают к потолку и взаимодействуют на разных уровнях. Здесь же танцы на стене: исполнители на специальных стропах выполняют па, отталкиваясь ногами от стены, так что у зрителя создается ощущение, будто он смотрит на людей сверху.

Впрочем, все это в том или ином изводе интересующаяся современного хореографией публика уже видела - что-то было на Платоновском фестивале, что-то Гаврилин и Беленева пробовали в Камерном театре (тот же воздушный танец был, например, на прошлогодней премьере "Легкость бытия").

При всем том, что у "Однажды навсегда" видно, откуда торчат уши, лапы и хвост, дебютная химера вышла любопытной - танцоры сполна показали свои навыки, а более оригинальные хореографические идеи и смысловые задумки впереди.