ТЦ "Кольцо": "Снести нельзя вдохновиться — куда поставить запятую?"

Но сам торговый центр пока не изменил своего облика

ТЦ "Кольцо": "Снести нельзя вдохновиться — куда поставить запятую?"
© Реальное время

Тему статуса торгового центра "Кольцо" в Казани подняла на этой неделе архитектор-дизайнер и историк архитектуры Юлия Глазырина, которая назвала лекцию в Национальной библиотеке РТ "ТЦ "Кольцо": "Снести нельзя вдохновиться — куда поставить запятую?". "Памятник архитектуры" начала нулевых уже можно использовать для создания новых объектов — может, в таком виде его и надо сохранить, а само здание, наконец, изменить?

Вдохновиться некрасивым

Лекция началась с рассуждения о том, что художник может вдохновиться некрасивым. А что если вдохновиться "Кольцом"? Дизайнер и историк архитектуры Юлия Глазырина показала, что можно сделать на примере кольца — это, к примеру, костюмы Арины Леоновой, логотип Регины Васильевой и даже интерьеры. Интересно, что лекцию руководитель "Школы дизайна DH Казань" и автор книги "Зодчий Карл Мюфке. Жизнь во имя архитектуры" читает уже второй раз — первый раз ее представили в августе на Черном озере.

Зданием, которое стояло раньше на месте "Кольца", владел купец Музуров. Его номера назывались Рыбнорядскими, по наименованию площади Тукая. Здесь была и гостиница, и различные магазины, и столовая. В советские годы долгое время работал ресторан "Татарстан" с живой музыкой, а так был коммуналкой с магазинами на первом этаже. Номера числились в реестре памятников республиканского значения и даже должны были быть реконструированы к 1000-летию Казани.

Юлия Глазырина напомнила, что торговый комплекс, построенный в 2006 году, делали по проекту архитекторов Радика Сафина и Максима Быкова. В дальнейшем о других громких проектах от них уже было не слышно.

В 2019 году появилось девять вариантов перестройки торгового центра, в результате отбора победил проект компании Heads Group. Их вариант близок к виду Музуровских номеров, зданию "Татпотребсоюза" и других объектов, которые были снесены перед постройкой "Кольца". Но в результате реновацию отложили.

В следующем году — юбилей

Казанское "Кольцо" с нами почти 20 лет, отметила Глазырина. И в нем намешано все: колонны, стеклянный хай-тек, купола из византийского стиля, классицизм. Торговый центр стал одним из символов так называемого "капиталистического романтизма", хотя есть и "наши" названия, вроде "татар базар". Про капром вышла книга, в котором здания, подобные нашему ТЦ, описываются с любовью, что Глазырина объяснила феноменом "стокгольмского синдрома".

Спикер указала, что во всем мире этот стиль называется постмодернизмом. Здесь тоже есть обращение к архитектурному наследию, эклектичное сочетание стилей, создание смысловых отсылок. Но новое название потребовалось потому, что в России 1990-2000-х постмодерн делали некачественно. Есть известные примеры постмодерна, из которых к "Кольцу" в Казани ближе всего, видимо, площадь Пьяцца д'Италия Чарльза Мура в Новом Орлеане, сделанная с изяществом.

В конце концов, ярким образцом советского модернизма является и сама Национальная библиотека РТ с ее стилизацией под развевающийся флаг. В этом есть своя логика, поскольку здание строили как "Ленинский мемориал". В "Кольце" такой логики нет.

"Старожилы на эту уловку не купились"

В начале осени ТЦ "Кольцо" в Казани внезапно вновь заинтересовало архитекторов и краеведов. К примеру, блогер Руслан Бикуев указал, что в 2004-м предполагалось, что на месте Татпотребсоюза пройдет трасса, в перспективе — двухуровневая развязка с паркингом и сквером. А в результате появился торговый центр: "Авторы проекта замахнулись на историческую подмену: они намеревались заставить казанцев ассоциировать название "Кольцо" со своим магазином, а не с историческим названием площади Тукая. Старожилы на эту уловку не купились, а молодежь — купилась", — отметил Бикуев.

Площадь Тукая раньше также называлась Рыбнорядской, Кооперативной, Куйбышева. Кольцо, на котором разворачивались здесь трамваи, существовало с начала XX века. Теперь уже и трамваи по центру не ходят, рельсы убрали, площадь превратилась в многополосную трассу с подземным переходом. Но ее название все еще живет.