Дягилевские сезоны в Самаре: Андрис Лиепа поставил два балета Серебряного века

Оставим историкам балета решение вопроса — можно ли считать хореографию в этом балете "восстановленной". В широком смысле термин "реконструкция", которого придерживается сам автор пластического рисунка премьеры Андрис Лиепа, подразумевает в меру вольное обращение с оригиналом (в отличие от "реставрации"). Самарский театр остановился в итоге на формулировке "постановка и новая хореографическая редакция" Лиепы. Впервые в новейшей истории России эти балеты Михаила Фокина вышли в 1994 году в Мариинском театре, в интерпретации того же Лиепы. Консультантом выступила Изабель Фокина, внучка балетной легенды. Премьеры "Шехерезады" и "Жар-птицы" прошли в июне 1910 года в Париже на сцене Гранд-Опера, под брендом "Русских сезонов" Сергея Дягилева. Современники отмечали, что оформление спектаклей производило едва ли не большее впечатление, чем хореография и солисты. Модельеры Поль Пуаре и Жанна Пакен после этого даже привлекли Льва Бакста к созданию коллекций. Для самарской версии декорации и костюмы на основе эскизов Бакста, Фокина и Александра Головина разработал Анатолий Нежный. В "Шехерезаде" воспроизведен и знаменитый суперзанавес Валентина Серова "Выезд на охоту". Бессмысленно описывать, как это красиво, лучше увидеть своими глазами. Музыкальной основой для "Шехерезады" стала одноименная симфоническая сюита Николая Римского-Корсакова. Композитор писал ее на основе нескольких новелл из "1001 ночи", и части у него называются соответствующе: "Море и корабль Синдбада", "Рассказ Календера-царевича", "Праздник в Багдаде". Фокин, Бакст и Александр Бенуа совместными усилиями разработали либретто на основе обрамляющей новеллы сборника — истории о царе Шахрияре. Брат подбивает его удостовериться в верности любимой жены Зобеиды. Сделав вид, что уехали на охоту, Шахрияр и Шахземан застают оргию в гареме. Не выдержав скандала, Зобеида закалывается кинжалом. В оригинальной истории именно Шахрияру будет рассказывать свои сказки Шехерезада, но балет завершается со смертью Зобеиды. Фамилия Бенуа по недоразумению (или умыслу Фокина) сразу исчезла из авторов либретто, хотя считается, что именно он разработал ход действия. "Шехерезада" в самарском театре почти оглушает зрителя яркими красками в игре и оформлении. Спектакль начинается с очень длинного вступления, во время которого публика может не только насладиться музыкой, но и рассмотреть во всех подробностях суперзанавес Нежного/Серова. Такая композиция возникла, потому что постановщики решили восстановить историческую справедливость и вернуть одну из частей сюиты, которой не было на премьере "Русских сезонов". Балет Лиепы состоит из классического танца, заметной доли пантомимы и актерской игры. На премьере в 1910 году Зобеиду танцевала Ида Рубинштейн, у которой не было профессионального хореографического образования. Со временем и появлением новых исполнительниц партия усложнялась. Первым Золотым рабом был Вацлав Нижинский. В самарской премьере восточную пластику в этих партиях в разных составах выразительно воплотили Вероника Землякова с Педро Сеара и Витория Мартини с Сергеем Гагеном. От Дмитрия Пономарева (Шахрияр), Дмитрия Мамутина (Шахземан) и Павла Чернышова (Главный евнух) потребовалась в первую очередь яркая драматическая игра. Либретто "Жар-птицы" написал сам Фокин на основе русских народных сказок, музыку — Игорь Стравинский, для которого этот опыт стал первым в балете. В спектакле есть классический танец (в первую очередь в партии Жар-птицы и ее дуэтах с Иваном-царевичем), элементы народного и даже пластика, отсылающая к модерну ХХ века. В Поганом царстве Кощея (Дмитрий Пономарев/Дмитрий Мамутин в соответствующем костюме) на сцену выползает многочисленная нечисть (билибошки, кикиморы, лягушки). Классический балет в исполнении этих существ был бы невозможен как минимум из-за сложных костюмов. "Готическая" русская сказка с острой музыкой Стравинского после "Шехерезады" представила под иным углом Дягилевские сезоны и самарскую труппу. Партии Жар-птицы (с наблюдениями за пластикой пернатых), Ивана-царевича, случайно попавшего в передрягу с Кощеем, и узницы Царевны Красы Ненаглядной на премьере исполнили Ксения Овчинникова/Полина Чеховских, Дмитрий Петров/ Николай Выломов и Екатерина Панченко/Анастасия Голощапова. Зрители премьерных показов получили возможность посетить лекцию Данилы Любимова, а также послушать пересказ либретто балетов в исполнении Лиепы. О процессе репетиций, состоянии труппы, качестве декораций и прочих составляющих работы над спектаклем хореограф высказывался исключительно с восторгом. Два года назад мы привозили "Жар-птицу" в Самару и убедились, насколько органично этот спектакль смотрится на вашей сцене. Тогда родилась идея сделать здесь "Русские сезоны" — настоящий Париж в Самаре, - рассказал Лиепа. - Мы запускаем "Самарские сезоны" — не просто премьеры, а настоящий культурный праздник. Особая гордость для меня — артисты Шостакович Опера Балета, которые за короткое время сделали большой профессиональный рывок. "Шехерезада" и "Жар-птица" — серьезное испытание для любой труппы, и мы счастливы, что в Самаре они звучат так же ярко, как когда-то в Париже. "Самарские сезоны" в этом случае — не только метафора и комплимент, но и отсылка к реальному проекту. 13 сентября Благотворительный фонд Илзе Лиепы объявил о начале новых "Волжских сезонов". Они проходят уже не в первый раз при поддержке регионального минкульта. С сентября по декабрь в городе будет организована образовательная программа для будущих танцовщиков. Ее открыла встреча учащихся хореографического училища с Андрисом Лиепой. Завершится год премьерой балетов "Театральные сказки" (6+) и "Мой Чайковский" (6+).

Дягилевские сезоны в Самаре: Андрис Лиепа поставил два балета Серебряного века
© СОВА