С 22 по 26 сентября в Москве состоится финал пятого инклюзивного фестиваля «Ин.Арт. Этот городской театральный праздник пройдет на нескольких площадках столицы. Среди них Российская государственная детская библиотека, Еврейский музей и центр толерантности, Центр социальной интеграции Дианы Гурцкая. Лучшие театральные постановки смогут увидеть все желающие. А для актеров с инвалидностью фестиваль «Ин.Арт это важный шаг в реабилитации и поиске себя через искусство.
В чем сверхзадача театра для людей с особенностями здоровья и как он устроен, рассказала в интервью MIR24.TV режиссер и руководитель театра-студии «ИнклюзиON Лариса Никитина.
«Театр это труд для всех — и для актеров, и для зрителей. Труд создавать прекрасное, понять и принять другого, научиться слышать, видеть, общаться, приходить к согласию, печалиться и радоваться вместе.
«Как студия, мы считаем своим днем рождения октябрь 2021 года, рассказывает руководитель театра. На сегодняшний день мы начали четвертый сезон, и у меня 30 человек, это четыре группы. Разделение условное, по степени вовлеченности в процесс, работоспособности, зоне интересов, необходимости корректировать программу, чтобы ни у кого не было ощущения аутсайдера и всем было интересно. Но в каждой группе все перемешаны по нозологиям, нет однородности.
«Есть «основная группа, с которой мы сделали уже семь спектаклей, ездили на гастроли и фестивали, брали гран-при и становились лауреатами, — продолжает театральный педагог.
По словам Ларисы Никитиной, они более опытные в сценическом пространстве. Все разные: незрячие, с ментальным спектром (аутизмом и синдромом Дауна, отставанием в развитии), проблемами опорно-двигательного аппарата, ДЦП.
В прошлом году появилась «молодая группа, ребята тоже с множественными заболеваниями, продолжает театральный педагог.
«С ними мы только начали длинный путь друг к другу и к сцене. В конце прошлого сезона тоже выпустили спектакль, — говорит Лариса Никитина.
Есть «лайт группа, продолжает руководитель театра-студии, ребята все на колясках с ДЦП и незрячие. С ними сложилось очень интересное направление Talk театра разговорного.
«Так как они не имеют зрительного опыта, то многие понятия для них закрыты. И мы описываем друг другу мир вокруг, события, говорим об образах, цветах, действиях, которые они не видят. Попутно поем, читаем стихи и много болтаем о жизни, — говорит Лариса Никитина.
«И в этом году я проводила творческую лабораторию с целью добрать два-три человека в «основную группу. Но не смогла удержаться и взяла восемь! И таким образом сложилась еще и «новая группа все молодые ребята 22-27 лет, творческие, поют, танцуют, пишут книги и рассказы, — рассказывает руководитель театра-студии.
По словам театрального педагога, часто приходят люди, не имеющие инвалидности, но которым интересна студия.
«Некоторые остаются, постоянно с нами репетируют и играют в спектаклях. Принцип открытой инклюзии. Мы все вместе собираемся на общие занятия вокалом, у нас целый хор, с нами с нынешнего сезона работает потрясающий педагог-хормейстер Настя Чечулина. И в спектаклях мы тоже постоянно перемешиваемся, конечно, — говорит театральный педагог.
Театр начал с создания команды, где все полноправные участники процесса с ответственностью за общее дело, рассказывает Лариса Никитина.
«Но так как у каждого из нас еще есть личные цели и видение себя, важно уравновесить личное и командное. Для этого необходимы правила и нормы сосуществования нашего комьюнити. Инклюзивный театр не может быть территорией без правил, как и любая сфера деятельности, — отмечает педагог.
Главные правила театра-студии состоят из двух слов, которые очень много в себя включают, ответственность и уважение.
«Ответственность это и дисциплина, и умение собраться с силами в нужный момент, и понимание себя в процессе, и осознание значимости себя и каждого. А уважение это, как и везде, куда бы мы ни попали и терпение, и уважение к людям, к творческому процессу, реквизиту, ко всему, что нас окружает, — говорит Лариса Никитина.
«Каждый из нас настроен на то, чтобы проявлять чуткость к чужой уязвимости, готовность осваивать новое, принимать других в их уникальности и поддерживать, — отмечает руководитель театра-студии.
Порой инвалидность сопряжена с ментальными нарушениями, поэтому нужно не просто на словах обозначить правила, а постоянно учить ребят соблюдать их в жизни на конкретных примерах и действиях.
«Мы все и я как режиссер, педагог, и ребята в студии настроены на постоянную кропотливую работу. Мы действительно много работаем: тренинги, репетиции, зона просто общения, разговоры, — рассказывает Лариса Никитина.
«Я бесконечно разрабатываю упражнения, методы, подходы, которые открывали бы в ребятах новые грани, придумываю темы и спектакли «на вырост. Именно такой подход позволяет нам найти индивидуальные способы сделать особенность каждого актера фактором неповторимости, творческим языком в спектакле, — говорит театральный педагог.
«Конечно, мы тоже иногда «болеем разными болезнями ложных ожиданий, переоценки себя и, как следствие, разочарований, конфликтов, — отмечает Лариса Никитина.
Поэтому, по словам руководителя театра-студии, очень важно сразу настроить каждого человека с инвалидностью на правильную волну, помочь ему определиться с целями и не обещать больше, чем может дать участие в конкретном проекте.
«Чтобы ребята с инвалидностью, которые хотят делать большие дела, не жили в мире иллюзий, а учились оценивать свои человеческие ресурсы. Тогда у них точно вырастают настоящие крылья. Они на мир смотрят по-другому, — говорит театральный педагог.
Какие же задачи решает инклюзивный театр?
«Предлагаю исходить из того, что вообще каждый зритель ищет в любом театре, говорит Лариса Никитина. Зачем он туда приходит? Какую информацию хочет получить, какие эмоции пережить?
«Я уверена, есть много театральных зрителей, которым интересно нарушать границы привычного, которые ищут встречи с другой эстетикой, спектакли, которые расштамповывают, меняют оптику. Зритель, который попадает на территорию такой игры, выращивает вместе с актерами непривычные рецепторы восприятия, выстраивает новую сигнальную систему, которая в корне отличается от знания, как принято смеяться и грустить. И когда происходит такое творческое волшебство, химия между залом и сценой, становится неважно, чем человек на подмостках отличается от сидящего в зале. И особенность становится не изъяном, а средством художественной выразительности, которая объединяет людей в общем катарсисе. И инклюзивный театр таким образом становится мостиком между разными людьми с разными представлениями о прекрасном, — объясняет руководитель театра-студии.
Лариса Никитина отмечает, что очень важно, чтобы слово «инклюзивный не ограничивало, не пугало и не подчеркивало, что это театр для людей с инвалидностью. А стало более широким понятием в контексте театра. Как направление, которое позволяет всем непрофессиональным актерам, в том числе с инвалидностью, заниматься театральным искусством и становиться соавторами спектаклей. Нужно создавать свою философию и правила игры, находить зрителей, которым это интересно и учить их поддерживать диалог.
На вопрос о том, какую мысль ей хотелось бы донести до общества в целом, Лариса Никитина ответила: «В мире все равны. Неважно, с какой стартовой позицией мы родились каждый должен иметь возможность проявиться, раскрыться, реализоваться.
«Мы все должны учиться принимать неповторимость друг друга, разность взглядов, эстетик. А не обрубать друг другу крылья отрицанием. Не останавливаться на одном общепринятом (и поэтому удобном, книжном) мнении. Инклюзивный театр — это бесконечный диалог под увеличительным стеклом о прекрасном в разных людях. Это труд создавать прекрасное, говорить о любви, семье, личности, — говорит театральный педагог.
«В театре я узнал о себе больше, чем я мог себе представить, говорит 19-летний Федор Шевчук, актер профессионального особого театра «Круг II.
Танцевально-лицедейский спектакль «Где снег?, в котором участвует Федор, также вошел в число финалистов фестиваля «Ин.Арт.
«Я узнал, что я очень неплохой танцор, а также стал мультимузыкантом: играю на бас-гитаре, бразильском инструменте агого, на барабанах. Я выяснил, что средствами пластики, которые сопровождают текст, можно сказать очень многое, — говорит актер.
«У каждого же есть свои сильные стороны, продолжает молодой человек. Предположим, человек не ходит, но зато великолепно поет или играет на музыкальных инструментах. Так надо развивать то, что есть, а не страдать по тому, чего нет.
По словам Федора, театр дает возможность всем актерам сконцентрироваться на общем увлекательном творческом деле, а не на своих личных проблемах и болезнях. Актеры находят в театре новых друзей, единомышленников, обретают понимание своих сильных сторон, учатся слушать не только язык слова, но и язык жеста, тела, прикосновения руки.
«Допустим, партнер берет тебя за руку и ведет, а ты не просто слушаешься, как марионетка, но одновременно и пытаешься понять, что он тебе говорит своим ведением, какую мысль передает, какое у него состояние. Это учит сопереживанию и глубокому пониманию людей, которые вокруг тебя, тому, как они выражают свои эмоции не только речью, говорит актер. Кроме того, театр дает техники владения собой. Потому что перед большим залом надо уметь брать себя в руки. Дыхательные и другие тренинги очень помогают и перед выходом на сцену, и в жизни.
«Творчество заставляет человека раскрываться особым образом. В идеале все люди, а не только дети с особенностями здоровья, должны попробовать себя в нескольких направлениях. Таланты есть в каждом человеке. И когда они находят свое, занимаются тем, что им нравится, то у них буквально растут крылья.
Олеся занимается в Центре социальной интеграции, в театральной студии под руководством Анны Зеликовой. Несмотря на мужественную борьбу с серьезным заболеванием и инвалидность, девочка окончила две музыкальные школы по классу скрипки и по классу вокала.
Сейчас она учится в 8 классе и не мыслит себя без сцены.
«Олеся очень творческая личность, она прекрасно поет, очень любит общаться, но раньше ей было сложно найти настоящих друзей, говорит Ольга. А в театральной студии у них целая жизнь: они позитивно настроены, очень дружные, отзывчивые. У них много разной театральной деятельности, но в то же время они и вне сцены дружат, общаются, поздравляют друг друга с днями рождения, ходят вместе в кафе. Случается, что и влюбляются. Во взрослой группе не так давно даже была свадьба.
Конечно, многим непросто: театральная студия объединяет детей и молодых людей с самыми разными особенностями здоровья.
«Там есть и солнечные ребята с синдромом Дауна, рассказывает Ольга. Есть подростки и взрослые с ДЦП, в том, числе, на инвалидных колясках. Есть аутисты, которые учатся общаться с другими людьми. Я знаю нескольких, которые хорошо поют и участвуют в мюзикле.
На сцене они преображаются, раскрываются, становятся одухотвореннее. И начинают чувствовать широту жизни.
Ребята учатся выходить на публику постепенно: сначала выступают для небольшой группы своих же студийцев. Потом зовут родителей, это уже более волнительно для них. А скоро они будут участвовать в финале конкурса «Ин.Арт, который рассчитан на широкого зрителя.
Но самое главное, что театральная деятельность влияет на их жизнь в целом. Они уже не концентрируются на своих ограничениях. У них невероятно насыщенная жизнь.
«Они спешат на занятия, спешат на спектакли, спешат жить, говорит Ольга. Я советую всем ребятам и взрослым с особенностями здоровья решиться попробовать себя в такой деятельности. Они могут прийти сначала на реабилитацию, это совсем несложно. Если им понравится, а им обязательно понравится, то откроется целый мир возможностей.
В финале пятого инклюзивного фестиваля «Ин.Арт со своими спектаклями, этюдами и миниатюрами выступят актеры Театральной студии ГАЦТК им. С.В. Образцова, Студии «Мастерская Небылиц, Театральной мастерской «Маленькая студия, Театра-студии «Крики бобров, Профессионального особого театра «Круг II и Театра-студии «ИнклюзиON.
«Наш театральный фестиваль является ярким примером успешного развития инклюзивной культуры в Москве, и я рада, что этот проект далеко не единственный, у нас есть единомышленники. Прекрасно, что искусство с каждым днем становится доступнее, как для зрителей, так и для самих артистов. Выход на сцену это ответственность и самоотдача для любого человека. Именно поэтому силу духа артистов инклюзивного театрального направления невозможно переоценить.