Спектакль "Королевы вариаций" рассказывает историю балета в одном акте

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко на старте сезона представил новый одноактный спектакль своего балетного худрука Максима Севагина.

Спектакль "Королевы вариаций" рассказывает историю балета в одном акте
© Российская Газета

"Королевы вариаций" - название, притягивающее внимание любого балетомана. Так принято называть мастериц коротких соло, ноги которых в ловкости способны поспорить с голосовыми связками див вокала с их невероятными трелями. Почти официальный титул царицы вариаций принадлежал Агриппине Вагановой. Ее методика лежит в основе современного обучения классическому танцу, а ее класс дал десятки балетных королев - от Семеновой, Улановой и Дудинской до Кургапкиной и Колпаковой. Вагановой и посвятил новый балет Максим Севагин.

Для получасовой бесфабульной композиции хореограф использовал Вариации на тему детской песенки для фортепиано с оркестром венгра Эрнста фон Донаньи - далеко не самый популярный опус, созданный в эпоху сумерек романтизма и обильно использующий все его клише, с разливами пианизма и регулярными девятыми валами оркестра (дирижер - Ариф Дадашев).

Балет как жанр действительно любит такую музыку, красивую и экзальтированную. Эта романтическая приподнятость и является идеей нового спектакля. Севагин, дебютировавший в нем еще и как автор художественного решения спектакля, взял на себя эти обязанности явно лишь для того, чтобы ровная, как плоскость, водянисто-голубая коробка "Королевы вариаций" создавала настроение, но не отвлекала внимания от танца.

Тему, одиннадцать вариаций и коду хореограф распределил между четырьмя балеринами: романтической, классической, неоклассической и современной, как обозначает их программка. Повторяя последовательность развития истории балета, они появляются одна за другой каждая со своим соло. Романтическая балерина, появляющаяся из темноты в пене "шопенеки" (Эрика Микиртическва), перебирает ногами в бисерных па де бурре, рисует руками "веночек" и цитирует жизеле-сильфидные комбинации; классическая в бодрой плоской пачке (ее неудачный крой умудрился укоротить даже прекрасные ноги Оксаны Кардаш) воспроизводит нечто "общепетиповское"; "неоклассичка" (Анастасия Лименько) в короткой юбочке-солнце борется с музыкой в комбинациях, отсылающих к джазу Баланчина; современной балерине (Елена Соломянко) в купальнике досталась самая органичная часть, в которой при желании тоже можно найти отсылки к предшественникам, а можно просто с удовлетворением узнать самого Максима Севагина.

Тема стала самой цельной и сформулированной частью спектакля. Затем балерины, не меняя костюмов, цитируют Па де катр (который сам по себе не романтический подлинник, а стилизация 1940-х), "Пахиту", в какой-то момент дружно переодеваются в "шопенки", сохраняя при этом особенности своего стиля, возвращаются в первоначальные костюмы, обретают поддержку безымянных кавалеров. Вариации отмечены разной степенью вдохновения хореографа, но целому не хватает стройности формы, продуманности и завершенности идеи. Того воздуха, который, возможно, могли бы разогнать в коробочке соавторы, если бы их присутствие допустили.

Неоклассическая балерина вдруг оказывается танцовщицей не только Баланчина, но и (условного) Асафа Мессерера с его трюками и акробатикой. На этой территории Анастасия Лименько, слишком прямолинейная, "комсомольская" в своем оптимизме, для утонченностей Баланчина, проявляет себя первоклассной артисткой - смелой, лихой, заразительной. Оксана Кардаш, скала надежности всех премьер труппы последнего десятилетия, в этом балете внезапно почувствовала себя неуверенно, но выданная ею в финале красивейшая вариация вернула привычное качество ее танца, делающего музыку зримой. Елена Соломянко вновь подтвердила здесь, что в труппе мало кто чувствует пластику, динамику, подачу Севагина так, как она. Неслучайно после второго показа "Королев вариаций" на поклонах было объявлено о присвоении ей статуса прима-балерины.

Эта торжественная финальная точка, оказавшаяся за границами спектакля, стала его естественным продолжением. Потому что на последних минутах спектакля сцена сначала снова оказывается в темноте, а луч в центре выхватывает балетный станок и аккуратные игрушки вокруг. В центре - маленькая девочка (Милана Кравченко), занимающаяся танцем. Предшествующий путеводитель по балетным эпохам оказывается ее мечтами и сновидениями. А чествование Елены Соломянко превратило премьерный показ в спектакль о судьбе балетной артистки.

Справка "РГ"

В этом сезоне балет Театра Станиславского и Немировича-Данченко обещает еще одну премьеру. 25 июня Максим Севагин (при поддержке драматурга Андрея Золотарева) выпустит полнометражную "Анну Каренину" Ильи Демуцкого, сценографом спектакля будет Владимир Арефьев.