В Тамбове вместо троллейбусов на линию выйдут 30 автобусов
Движение последних троллейбусов в городе закроют через несколько недель, чуть не дотянув до 70-летия его запуска. Причина - тотальный износ контактной сети. Как сообщили в мэрии Тамбова, экономия на обслуживании "рогатых" позволит выпустить на линию 30 автобусов на газомоторном топливе, которые сегодня простаивают.
О непопулярном решении стало известно в ходе прямого эфира с градоначальником. Тот отметил, что для полной замены контактной сети (ремонтировать уже нечего) нужно, по примерным оценкам, до миллиарда рублей. Это примерно пятая часть собственных доходов муниципального бюджета. При этом для перевозки пассажиров по двум маршрутам - № 3 и 5 - используются всего четыре троллейбуса. Чтобы купить хотя бы один новый, нужно около 35 миллионов. На ту же сумму можно приобрести с завода два длинномерных автобуса российского производства…
На обслуживание троллейбусов и контактной сети для них уходит 10-я часть дохода "Тамбовгортранса". С точки зрения властей, это неэффективное использование средств. Ту же сумму теперь планируют вложить в выпуск автобусов, увеличив количество рейсов на дефицитных маршрутах.
- Мы стояли перед выбором: либо сохранить четыре троллейбуса, либо все делать для того, чтобы 30 с лишним автобусов выехали на маршруты, - пояснил мэр города Косенков. - Мы хотим, чтобы было больше возможностей использовать электрический транспорт. Но в нынешний период таких ресурсов у нас нет. Как только мы поймем, что есть возможность и ресурсы, в том числе через участие в госпрограммах, получить средства на возобновление работы троллейбусов, тогда эти изменения будут произведены.
Депутат тамбовской гордумы Артем Александров заявил, что троллейбусное движение сворачивали много лет, и выразил убеждение части жителей, расценив это как целенаправленную политику властей. По его словам, прибыльные маршруты электротранспорта постепенно передавали автобусам частных перевозчиков, "в итоге городу оставили издержки и изношенную инфраструктуру, а пассажирам - растущие тарифы". Выход он, как и общественники в теряющем троллейбус Воронеже, видит в закупке моделей с увеличенным автономным ходом, которые могут преодолевать сложные участки без подключения к контактной сети, в обеспечении их приоритета на дорогах и использовании федеральной поддержки.
Это выглядит как дорогостоящий символ, а не средство массовых перевозок
- Несколько лет назад Минтранс России официально просил регионы не избавляться от систем городского электротранспорта "до момента принятия необходимых механизмов и параметров федеральной поддержки". Более того, министерство призывало смотреть вперед и закладывать развитие отрасли, - напомнил депутат. - Да, сегодня несколько троллейбусов в Тамбове выглядят как дорогостоящий символ, а не полноценное средство массовых перевозок. Но восстановление уничтоженного электротранспорта обходится в разы дороже, чем его сохранение и обновление.
Тем временем
В Тамбове расследуют уголовное дело о халатности при обеспечении транспортной инфраструктуры, возбужденное с подачи защитников троллейбуса. В прошлом году разбирательство прекратили, затем возобновили в связи с повторным обращением тамбовчан к главе СК Александру Бастрыкину. В начале сентября 2025-го он поручил ускорить расследование. По инициативе силовиков проведена экспертиза контактной сети. Как подчеркнул мэр, аналитики констатировали крайний износ инфраструктуры.