В петербургском "Театральном проекте 27" (ТП 27) - премьера авторского спектакля Регины Хабибуллиной "Әби" ("Бабушка"). Она режиссер, автор идеи спектакля и актриса. Жанр: спектакль - воспоминание. Для семейного просмотра, с ограничением в возрасте 16+. Основа документальная.
Әби в переводе с татарского - "бабушка". "Центральный образ - кукла-бабушка, созданная по особой технологии и максимально приближенная к внешности своего прототипа - бабушки режиссера, - говорится в пресс-релизе. - Кукла-гибрид в человеческий рост, исполняющая роль Бабушки, создана по редко используемой в России авторской технологии Наташи Беловой - художника, скульптора, режиссера, педагога. Кукла тесно связана с кукловодом, составляет с ним единое целое (вместо конечностей у нее - руки и ноги артиста). Художник-постановщик Елизавета Турхан создавала голову и лицо куклы из термопластика, добившись натуралистичности мимики и текстуры кожи. За основу был взят слепок лица Регины Хабибуллиной, а образ воссоздан по фотографиям и воспоминаниям о ее бабушке".
История развивается без слов, через музыку, пластику и свет. Главная героиня потеряла себя, заблудилась и не чувствует опоры. И только зов родной бабушки поможет ей справиться.
Вот что рассказала "РГ" автор спектакля.
Как родился спектакль? Вы актриса. Я видела вас в роли Эдит Пиаф (спектакль "Тишина" режиссера Бориса Константинова стал лауреатом премии "Золотая маска" - 2020 в номинации "Куклы /Лучший спектакль" - Прим. авт.). И вдруг вы решились на режиссерский дебют.
Регина Хабибуллина: Я думаю, что здесь сошлись многие события, накопились эмоции. Большую часть жизни я жила вместе с бабушкой. Ее уже нет рядом, но я чувствую с ней связь до сих пор. С детства у меня сохранились теплые воспоминания.
Однажды на лаборатории я увидела гибридную куклу, сделанную художником Наташей Беловой. Кукла приближена к реалистичной внешности человека. Обычно в театре кукла более условная, выпуклая. А тут гибрид, когда есть части тела артиста и части тела куклы, и они соединяются. И тогда я подумала: вот то, что мне подходит, это как связь наша, как продолжение - я есть продолжение моей бабушки, продолжение рода. Все связалось, и тогда у меня возникла идея сделать куклу. А впоследствии и спектакль.
Мне хотелось рассказать очень простую историю визуальным языком. Театр кукол для меня это поэзия, символ, метафора, язык тела... Я придумала шкаф - как пространство спектакля. В моем детстве его называли шифоньер.
Один зритель рассказал после спектакля: "Не поверите, у нас на Петроградке в доме Бенуа в комнате бабушки до сих пор стоит точно такой шкаф. Бабушка умерла, а мы ничего не выбрасываем".
Регина Хабибуллина: Да? А наш шифоньер был лаковый. На нем были наклеены фотографии известных деятелей искусства. И он закрывался на ключ. Меня, ребенка, всегда завораживало, когда бабушка открывала шифоньер. Насколько интересен предметный мир! Этот шкаф - как ее дом, ее мир. И через шкаф, языком визуальным я расскажу историю. Ну, а дальше уже придумывался сюжет.
Моя бабушка не знала русского языка. Почему спектакль называется "Әби"? Потому что я к ней так обращалась все детство: "Аби, аби, аби". Это родное для меня слово. И всю жизнь мы с ней говорили только на татарском языке. И мне так хотелось передать эту связь, этот фольклор, хотя бы прикоснуться…
В спектакле участвует моя мама - присутствуют ее голос, шепот, мычание, песня.
Кто помогал в постановке?
Регина Хабибуллина: У меня есть команда, конечно. Это художник-постановщик Лиза Турхан, которая помогала мне создавать прообраз бабушки по фотографиям. Есть режиссер по куклам Максим Максимов. Это тот человек, который сидит напротив меня и говорит, как кукла работает, а как она не работает, потому что это специфическая кукла. Она статична, и поэтому с ней нужно работать достаточно филигранно. Когда ты находишься внутри, можно что-то пропустить. А у нее очень важен взгляд, жест, то есть ее выразительные средства. Поэтому я позвала к себе команду человека, который будет смотреть на меня.
И, конечно, мой партнер - Ирина Кистанова. Это образ, придуманный мною. Человек-дух, который ведет этот спектакль, диктует его, чтобы он двигался, двигался, помогает, чтобы состоялась встреча бабушки и внучки. Воплощает Дух, Время, Смерть и Судьбу. В моей команде есть художник по свету Стас Свистунович. Свет здесь очень важен, это настроение, это атмосфера спектакля и вообще важная составляющая визуального театра. Звукорежиссер Томас Гринберг задает тон в спектакле: это воспоминание, эхо звука из прошлого.
Вы и ваша партнерша служите в каком-то театре?
Регина Хабибуллина: Ира Кистанова - актриса драматического театра. Долгое время работала в театре "Комик -Трест". Она потрясающий клоун. А также она увлекается фотографией. А я не служу ни в каком театре, я независимая актриса, работаю в формате приглашенного артиста в различных проектах. В уличном, перформативном, театре кукол, драматическом. Мне нравится соединять жанры. Я принимаю разный театр, лишь бы он был живой.
Вам удалось собрать средства на постановку на платформе Planeta.ru?
Регина Хабибуллина: Есть у нас в Питере камерный театр кукол "Конфитюр" Натальи Смородиновой. Ее бабушка жила в обычном ленинградском доме, на первом этаже. Когда не стало бабушки, Наташа превратила это пространство в театр. Обратилась за поддержкой на Planeta.ru и сделала моноработу.
Я загорелась и тоже решила попробовать сделать сбор. Конечно, такой непредсказуемый момент: поддержат или нет? Когда тебе еще нечего предъявить. Спектакль создавался дома "на коленке".
Я очень благодарна людям, которые, даже не зная меня, решили поддержать, потому что у них что-то откликнулось на мою историю. Благодаря поддержке людей и моей семьи мы собрали деньги и приступили к созданию "Әби"…
В фойе театра можно побывать на выставке. Пройдем по ней вместе с автором - Региной Хабибуллиной.
- Это инсталляция к спектаклю. Сначала я создала куклу. И устроила с ней прогулку, фотосессию - вместе со своей подругой Ириной Кистановой, партнером, которая играет в этом спектакле. Она автор этих фотографий, снимает исключительно на черно-белую пленку.
Весна, лето, зима, осень. Все четыре времени года - как у Ким Ки Дука. Мы катаемся на коньках зимой. Здесь ранняя осень и глубокая осень. Путешествуем около залива. А вот там, в отражении зеркала - чья-то бабушка. Я нашла заброшенный дом в Ленинградской области. Мы решили туда зайти, открыли деревянные створки, а там зеркало…
На этой фотографии - моя бабушка Назия Валиевна в молодости. На другой - уже с серебряными волосами. Здесь вещи, которые сохранились из моего детства, предметный мир бабушки, то, что осталось после нее. Ее любимая кофта. Платок. Ее четки. Мочалка, сделанная из мешка для картошки - бабушка сама их делала. Деревянные ложки. Банное полотенце, такое мягкое, она любила его. Спицы, которыми вязала носки. Зрение у нее ухудшалось, но руки продолжали вязать. Пиала, из которой любила пить чай. Ее ножницы… Она очень любила украшения. Когда ела финики, то сохраняла косточки и делала из них бусы. Из гусиных крыльев она создавала метелки, подметала ими. А эти кисточки из гусиных перьев - для сковородки.
После окончания спектакля зрители остаются в фойе, чтобы обсудить его. Располагаются на пуфах кружком. Ведущая говорит: "У нас равноправие: подростки и взрослые могут высказывать свое мнение, поделиться мыслями, чувствами, переживаниями. Нет правильных и неправильных высказываний, суждений…". И задает вопросы: ваше первое впечатление от спектакля? Что-то отозвалось у вас, когда смотрели, вызвало грусть, слезы? Были моменты, которые подарили вам радость, свет, улыбку? Кому вы посоветовали бы посмотреть этот спектакль? С какими мыслями, чувствами уходите сегодня из театра?
Зажима нет. Зрители открыты, откровенны. И это, действительно, интересно.
Р. S. Следующий показ спектакля - 13 октября.
Справка "РГ"
"Театральный проект 27" - это независимый театр для подростков из Санкт-Петербурга.
"Мы создаем вместе с молодыми режиссерами спектакли нового поколения. В нашем репертуаре 19 спектаклей. Наша миссия - говорить с подростками на важные темы через театральную сцену", - заявляют основатели театра.
Спектакли играют на нескольких площадках:
В Петербурге: площадка ТП 27 (ул. Комсомола, дом 2); Молодежный театр на ФонтанкеВ Москве: "Арт-платформа" и театр "Шалом".