В центре любого двора Владикавказа вы увидите длинное прямоугольное одноэтажное здание. Это и есть хадзар — общий дом для всех жителей двора. Это слово действительно переводится с осетинского как «дом». Но, как объясняют ученые Залина Канукова и Роберт Кулумбегов, хадзар — это кристаллизация народной традиции, совместившая в себе сразу несколько общественных, семейных и ритуальных функций.
Осетины, привыкшие жить общинами, при переселении в город пытались в какой-то форме сохранить связи. Так возникла идея хадзара, где жители многоэтажных домов собираются, чтобы продолжать обрядовые и повседневные традиции: праздничные и поминальные мероприятия, а также встречи — обсуждения насущных проблем, игры в нарды или шахматы и так далее.
Хадзары во всех дворах похожи снаружи и внутри. Помещение делится на кухню и длинный зал с посадочными местами. И в каждом вы обязательно увидите картину с изображением Уастырджи — героя Нартского эпоса, покровителя мужчин и путников.
Московский Дом культуры ГЭС-2 и Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина придумали для жителей Владикавказа проект «Двор культуры». Его цель — рассказать о людях через художественные практики, превратив осетинские хадзары в творческие лаборатории — музеи, театры, кино. Владикавказ стал пятой по счету точкой в программе «ГЭС-2: Города», направленной на развитие локальных культурных проектов в регионах России.
На неделю хадзар на Коцоева стал открытой мастерской московской художницы Юлии Картошкиной. Ее стилистика обозначена искусствоведами как «новая искренность» и напоминает художественный язык осетинского скульптора Сосланбека Едзиева. Творчество Едзиева вдохновило Юлию на серию рисунков, которые стали центром экспозиции.
— Едзиев мне показался очень близким. Я почувствовала его одиночество и боль, — говорит художница.
Для Юлии хадзар действительно стал домом, в котором она в течение семи дней «принимала гостей»: писала портреты жителей двора, которые рассказывали о своих соседях, о хадзаре, интересных событиях, связанных с жизнью двора. Так в экспозиции появилось около 50 портретов. Еще здесь произведения, созданные в рамках детской творческой лаборатории: рисунки, поделки, макет двора из макарон.
Хадзар-музей, открытый 31 августа, включен в экскурсионную программу местных гидов. Экспозиция доступна до 31 октября.
Хадзар одного из новых районов Владикавказа стал сценой для театральной постановки режиссера Карины Бесолти. Жители двора через свои личные истории осмыслили опыт переезда в новый дом, формирование связей и того, как этому способствовало совместное обустройство хадзара.
— Мне давно хотелось сделать театральный проект в Осетии. А хадзары лично для меня — новое социокультурное явление. Я родилась и выросла в Осетии, но никогда не жила в многоквартирном доме. То есть я, конечно, понимаю, что такое хадзар, но хотелось вглядеться повнимательнее в этот способ бытования, — объясняет Карина.
Связующей нитью постановки стало застолье, в рамках которого были «проговорены, пропеты и протанцованы» все важные темы.
— Застолье — форма, в которой чаще всего происходит «движ» в хадзаре, способ коммуникации. Прекрасная отправная точка для создания спектакля, особенно в социальном театре. Собрались, поговорили, услышали и увидели друг друга, что-то новое про себя и другого поняли. Или — нет. Что тоже бывает, — делится Карина Бесолти.
Премьера состоялась 30 августа, постановка записана на видео и будет показана весной в Доме культуры ГЭС-2 в Москве.
По замыслу Андрея Сильвестрова, жители дружного двора в еще одном новом районе Владикавказа должны были стать героями серии коллективных видеопортретов, на которых рассказывали бы о себе, семье, традициях, дружбе между соседями, важности хадзара. Но в итоге получился полнометражный фильм в трех частях.
— До съемок я ничего не знал о хадзарах. Это был ни с чем не сравнимый опыт, очень важный для меня. Если попытаться все-таки с чем-то сравнить это явление, то, возможно, с домом на Фурманном в позднем СССР, о котором я делал фильм. С той поправкой, что хадзар делают не художники, а простые люди, и производят они не искусство, а жизнь, которую пытаются вместе сделать светлее.
Двор гостеприимно распахнул свои ворота и позволил наблюдать за своей внутренней жизнью. Это подарило съемочной группе новый опыт, но смешало все карты режиссеру.
— Я потерял всякую возможность управления, наша группа словно растворилась в стихии жизни вокруг, став на эти три дня ее частью. Когда я смотрел уже отснятый материал, то обнаружил, сколько внимания и добра проявляли к нам люди. И именно этот свет уничтожил дистанцию. Осталось наблюдать и восхищаться. Получился фильм про свет, который живет в людях, и я буду рад поделиться этим светом со зрителем.
Премьера первой части фильма о жизни хадзара на Дзусова, 6Б состоялась 29 августа. Финальная версия будет показана весной в Доме культуры ГЭС-2 в Москве. Итоги всех трех творческих лабораторий покажут на выставке в Москве в Доме культуры ГЭС-2 весной 2026 года.