На этой неделе донскую столицу посетила внучка выдающегося художника, искусствовед Софья Сарьян, которая уже 32 года работает в Доме-музее Мартироса Сарьяна в Ереване и является его главным хранителем.
Она впервые приехала в город, в котором 145 лет назад родился Мартирос Сарьян. Побывала в Чалтыре, где до восьми лет жил художник, Музее русско-армянской дружбы, который появился в Ростове благодаря Сарьяну, и в Ростовском областном музее изобразительных искусств, у истоков которого тоже стоял Сарьян, где рассказала о картинах мастера и его жизни людям, влюбленным в его творчество.
Ростовский областной музей изобразительных искусств подготовил к этой встрече выставку одного дня, на которой представил работы Сарьяна из собственной коллекции. В фондах музея — шесть работ, но одна из них сейчас находится в Музее русского импрессионизма. Представленные работы хранятся в музее на Пушкинской, в котором сейчас идет капитальный ремонт. Их отложили заранее, чтобы внучка художника и ростовчане смогли их увидеть.
Директор музея РОМИИ Светлана Крузе отметила, что коллекция музея небольшая, но очень значимая: здесь есть и пейзаж, и натюрморт, и портрет.
— Когда-то я думала: Сарьян великий художник, но некоторые его работы — фантазия, а когда приехала в Ереван, поняла, что это не так, — сказала она.
Софья Сарьян рассказала, что в Доме-музее в Ереване хранится около 300 работ художника. Кроме того, государственный фонд дополняют работы, которые принадлежат семье. Среди картин дома-музея есть и два ранних натюрморта — цветы и фрукты — из ростовского музея. Их обменяли на портрет Татьяны Яблонской, написанный в саду Сарьяна, в 70-е годы.
— В этом саду особое освещение. Я впервые вижу эту работу в оригинале и это очень трогательно, — сказала внучка художника.
По ее словам, Сарьян всегда оставался связан с Ростовом, это был город его детства. В восемь лет отец привез его в Нахичевань, и еще во время учебы в городском училище у него проявился дар художника, он брал уроки рисования у школьного учителя Бахмутского. После окончания школы он поступил на работу в почтовую контору. Здесь юный Сарьян начал рисовать посетителей. Многие уже тогда восторгались его талантом. Как-то раз он нарисовал пожилого посетителя, и он поднял шум, что юноша занят не тем, чем надо, — рисунок разорвали. Позднее Сарьян говорил, что, наверное, ему было суждено, что его искусство воспринимали так остро: кто-то любил, восторгался им, а кто-то не принимал.
Его старший брат Ованес организовал и финансировал его учебу в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Там Сарьян учился у великих художников: Серова, Коровина, Васнецова, Левитана, Архипова.
За свою жизнь он написал около 5 тыс. картин. В семейной коллекции сохранилось более 1 тыс. работ. Его младший сын, Лазарь, отец Софьи Сарьян, тоже хорошо рисовал, но к тому же обладал абсолютным слухом. Мартирос Сарьян сказал ему: «Если ты станешь художником, тебя будут все время сравнивать со мной». И он связал свою жизнь с музыкой, стал композитором, ректором Ереванской консерватории. Как рассказывает Софья Сарьян, сохранился альбом с рисунками папы, сделанными в школьные годы. Среди них есть портрет Арно Бабаджаняна, с которым учился Лазарь. Но есть и художники в роду Сарьяна: его правнучка, Анна Сарьян, стала художницей. Сейчас она живет в Москве.
Благодаря Сарьяну в Ростове осталась цела церковь Сурб Хач. Более того, он помог восстановить ее. Когда храм собирались уничтожить, у него родилась идея создать на его территории музей русско-армянской дружбы, а уже в 2000-х годах экспонаты перенесли в особняк в Нахичевани. В этом здании когда-то была художественная школа имени Врубеля, в которой преподавал Сарьян.
Софье Сарьян было семь месяцев, когда дедушка умер, и ей не удалось пообщаться с ним. Но признается, все, что он выразил через свое искусство, постепенно открывается ей:
— Чем больше я изучаю армянскую национальную культуру, тем больше открываются для меня заложенные в его работах глубинные смыслы. Я почувствовала здесь, что Мартирос Сарьян остался в сердцах людей. Он говорил: где бы армяне не останавливались, они создавали центр своей культуры, маленькую Армению. Сам он такую маленькую Армению создал здесь, в Нахичевани-на-Дону. Люди любят его искусство, полное света и любви так же, как он любил людей, мир. На творчество Мартироса Сарьяна вдохновляли солнце, краски, природа. Он говорил, что больше всего на свете любит солнце, и это солнце есть и здесь, на донской земле.