В Русском музее представили полную ретроспективу творчества Архипа Куинджи
Кажется, после масштабнейших выставок-блокбастеров Брюллова, Васнецова Русскому музею уже нечем удивить искушенных поклонников живописи. Но он опять преподносит поражающий новизной сюрприз. В Корпусе Бенуа представлена полная ретроспектива творчества одного из самых загадочных русских художников - "Архип Куинджи. Иллюзия света".
Основа выставки - собрание Русского музея. В его коллекции около 450 работ Куинджи, а в постоянной экспозиции - всего десять. Для новой выставки кураторы отобрали около 150 полотен, так что она дает уникальную возможность увидеть ранее невиданное. Тем более что в рамках выставки в Петербурге гостят полотна и из других музеев: Третьяковской галереи, Смоленского государственного музея-заповедника, Тульского музея изобразительных искусств и Ярославского художественного музея.
"Премьера выставки - картина "Христос в Гефсиманском саду", она хранится в Воронцовском дворце и ни разу с момента написания не покидала Крым, - рассказала гендиректор Государственного Русского музея Алла Манилова. - Это первая презентация шедевра Куинджи за пределами Крыма. И это одна из сенсаций нашей выставки". Полотна Куинджи разместили в левом крыле Корпуса Бенуа, состоящем из сравнительно небольших залов. Как рассказал корреспонденту "РГ" автор архитектурной концепции московский архитектор и художник Юрий Аввакумов, зритель как будто попадает в мастерскую художника. В первом зале - только бюст Куинджи, краткая биографическая справка и огромная фотография фасада особняка Гребенки на Васильевском острове.
Мы входим через окно - одно из тех, что пропускали неяркий петербургский свет, так необходимый для работы живописца. А уж для светописи Куинджи освещение было критически важно. "Куинджи действительно работает в ограниченных, если сравнивать его со всей Европой, условиях для художника, - поясняет Аввакумов. - В дневное природное время. И он изобрел собственный свет".
Первый зал - "Поэтика этюда". Для Куинджи они не были материалом для последующей работы, это самостоятельные произведения. Необычно их размещение - мы видим их с такого же ракурса, как и сам автор во время работы. Второй зал - "Среди передвижников". Он демонстрирует произведения, созданные во время поездок художника на Валаам в 1870 и 1872 годах. Использованный им эффект прозрачной воды этого периода был оценен современниками как новое слово в русском искусстве.
Для выставки отобрали 150 картин Архипа Куинджи, большинство из которых не входят в постоянную экспозицию Русского музея
От зала к залу серый цвет стен становится более темным - петербургский серый денек сходит на нет. В последнем зале размещена только одна картина, ставшая сенсацией XIX века - "Лунная ночь на Днепре". В этом зале темно - картину освещают только специальные фонари реставраторов и звезды на "небе" - потолке. Мастерство Куинджи достигло здесь своего апогея. Публика пыталась убедиться, что за картиной нет специального источника света, а художника подозревали или в колдовстве, или в том, что Менделеев сделал для него особые краски. Куинджи действительно живо интересовался наукой, сочетал художественные приемы с достижениями химии, физики и оптики. Следуя его заветам, кураторы выставки дополнили ее мультимедийным кинотеатром, где с помощью нейросетевых технологий полотна, написанные полтора века назад, "оживают". Плещет вода Ладожского озера, мягко накатываются волны Черного моря, расцветает красками закат.

Название выставки Архипа Куинджи - цитата из воспоминаний Илья Репина, который высоко оценивал творчество своего друга: "Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи".
Кстати
"Лунная ночь на Днепре" Куинджи - первая в России выставка одной картины, новаторская идея Архипа Куинджи.
Сегодня этот прием используется повсеместно, в том числе и в Русском музее. С 18 сентября в Самаре будут представлены "Бурлаки на Волге" Ильи Репина. В окрестностях города художник работал над набросками. В этом году исполняется 155 лет с момента начала работы Ильи Репина над грандиозным произведением.