Скульптуры бронзовой современности Альфиза Сабирова
В ГСИ открылась выставка пермского художника, чья скульптура скоро украсит улицу Миславского в Казани
В Галерее современного искусства открылась персональная выставка пермского художника Альфиза Сабирова: графика, ювелирные изделия, фотографии, ковры и, конечно, скульптуры. Всего — более 120 работ. Скоро в Казани на улице Миславского у лауреата Строгановской премии и премии имени Баки Урманче появится его масштабная работа — Зилант.
Пермский художник
Госмузей изобразительных искусств уже сотрудничал с Сабировым. В 2019-м в "Хазинә" почти месяц проходила выставка "Аю бала" ("Медвежонок") — ее также показывали в Москве в музее Востока. В прошлом декабре в галерее ES Gallery открылась "THE TATARS: URMAN. Мифическая земля". Некоторые из этих работ можно увидеть сейчас и в ГСИ, работа над экспозицией в которой началась также в конце прошлого года.
Сабирову 11 июля исполнилось 40. Он из села Ишимово Октябрьского района Пермского края. С 2001 года живет в Перми. Окончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, отслужил в армии. Основное направление художника — литье из бронзы. В 2014-м его работы впервые были представлены за рубежом, в Гренобле. Здесь же во Франции, но уже в Париже, в 2016-м прошла его первая персональная выставка.
Творения Сабирова хранятся во многих частных коллекциях — от Нью-Йорка до Иркутска. В 2017-м он получил премию имени Баки Урманче за серию скульптурных работ "Легенда", а в 2021-м — Строгановскую премию.

Казань и Альметьевск
У Сабирова было несколько проектов, связанных с Татарстаном, в этом году. К примеру, в марте он стал частью фестиваля "Караш" в Альметьевске, три дня работая в "Открытых мастерских" и создавая деревянную скульптуру коня. Проект завершился перформансом совместно с Нурбеком Батуллой. Хореограф выступил и на открытии "Тау".
В апреле Сабиров читал лекцию в Национальной библиотеке РТ о мировой скульптуре и о новом пластическом языке.
До этого, еще в феврале, стало известно, что на улице Миславского в Казани, рядом с Кремлевской, появится скульптурная композиция, посвященная Зиланту, которую готовит Альфиз Сабиров. Собственно, бронзовый Зилант-хранитель, датируемый 2025 годом — также экспонат выставки.
Название "Тау" или "Гора", которое автор подчеркнул, выстроив в углу экспозиции символический склон с камнями, указывает на один из центральных образов художника.
Его работы как будто притворяются гораздо более древними, чем являются на самом деле, словно их нашли на раскопках дворцов Вавилона, Древней Греции или в Болгаре. Мир Сабирова — это духи, боги и при этом современность.

Моложе, чем кажутся
"Тау", вероятно, самая масштабная казанская выставка Сабирова. В экспозиции — более 120 работ, и это не только скульптура, но и графика, ювелирные изделия, ковры и даже фотографии.
При этом рядом находится скульптура Сююмбике, в которой дотошно проработаны орнаменты на платье. Неподалеку — небольшие украшения из бронзы, с фианитами, лазуритом, керамикой. А рядом — более схематичная, "природная" скульптура "Бык Камиллы", как будто их вылепили по рисункам первобытных людей. У некоторых работ не хватает частей тела, вроде "Нового кентавра", как напоминание об образцах древнего искусства в античных музеях.
Многие работы Сабирова выглядят так, как будто они были только что обнаружены археологами, а не придуманы нашим современником. Он и сам подтверждает, что такие ощущения вызываются намеренно. Рельеф "Львы" словно взят из какой-нибудь Олимпии.

При этом в более ранних работах, вроде "Заката" или "Рассвета первого лета" 2010 года, царит уже полный сюрреализм. А вот мальчик "Камиль": отойдя на пару шагов, мы понимаем, что художник вылепил его в честь сына (а дочку зовут Камилла).
Сабиров напоминает о коллаборациях: на выставке можно увидеть его работу с парфюмером Анной Вахитовой или студиями ковров "Порсероль" и The Rug One. Графические зарисовки показывают его работу в формате work-in-progress.
Работы расположены в зале так, что вокруг них образуются причудливые тени, так что каждый объект можно рассматривать и воспринимать с разных точек зрения.
Сабиров и сам оказывается на выставке, в этот час он водит экскурсию для юных скульпторов. Он останавливается возле скульптуры "Архаическая улыбка. Голова богини Сау" — бронза, литье и помада, которой украшены губы: "Я подумал о том, что в каждом времени, эпохе есть свои нормы, свои истории". На голове у богини — небольшой калфачок, который можно определить, как национальный убор, а можно — как условный.

Другой примечательный образец в этом плане — сшитый "Камень предков". В интервью Сабиров говорит, что делает подобное не ради эпатажа и подобного у него немного. Это "желание выразить идею другим образом, другим языком, другой пластикой".
Внезапный отход от "знакомого" Сабирова — его серия фото. Во-первых, это его "Воздушная мастерская": порой художник начинает лепить прямо в самолете, стремясь завершить в воздухе. Во-вторых, это снимки скульптуры "Мальчик с мечом" в различных странах, стилизованные под посты в социальных сетях. Подойдя к окну, любой может также сфотографировать скульптуру — уже на фоне улицы Муштари.















































