Скульптуры бронзовой современности Альфиза Сабирова

В ГСИ открылась выставка пермского художника, чья скульптура скоро украсит улицу Миславского в Казани

Скульптуры бронзовой современности Альфиза Сабирова
© Реальное время

В Галерее современного искусства открылась персональная выставка пермского художника Альфиза Сабирова: графика, ювелирные изделия, фотографии, ковры и, конечно, скульптуры. Всего — более 120 работ. Скоро в Казани на улице Миславского у лауреата Строгановской премии и премии имени Баки Урманче появится его масштабная работа — Зилант.

Пермский художник

Госмузей изобразительных искусств уже сотрудничал с Сабировым. В 2019-м в "Хазинә" почти месяц проходила выставка "Аю бала" ("Медвежонок") — ее также показывали в Москве в музее Востока. В прошлом декабре в галерее ES Gallery открылась "THE TATARS: URMAN. Мифическая земля". Некоторые из этих работ можно увидеть сейчас и в ГСИ, работа над экспозицией в которой началась также в конце прошлого года.

Сабирову 11 июля исполнилось 40. Он из села Ишимово Октябрьского района Пермского края. С 2001 года живет в Перми. Окончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, отслужил в армии. Основное направление художника — литье из бронзы. В 2014-м его работы впервые были представлены за рубежом, в Гренобле. Здесь же во Франции, но уже в Париже, в 2016-м прошла его первая персональная выставка.

Творения Сабирова хранятся во многих частных коллекциях — от Нью-Йорка до Иркутска. В 2017-м он получил премию имени Баки Урманче за серию скульптурных работ "Легенда", а в 2021-м — Строгановскую премию.

Казань и Альметьевск

У Сабирова было несколько проектов, связанных с Татарстаном, в этом году. К примеру, в марте он стал частью фестиваля "Караш" в Альметьевске, три дня работая в "Открытых мастерских" и создавая деревянную скульптуру коня. Проект завершился перформансом совместно с Нурбеком Батуллой. Хореограф выступил и на открытии "Тау".

В апреле Сабиров читал лекцию в Национальной библиотеке РТ о мировой скульптуре и о новом пластическом языке.

До этого, еще в феврале, стало известно, что на улице Миславского в Казани, рядом с Кремлевской, появится скульптурная композиция, посвященная Зиланту, которую готовит Альфиз Сабиров. Собственно, бронзовый Зилант-хранитель, датируемый 2025 годом — также экспонат выставки.

Название "Тау" или "Гора", которое автор подчеркнул, выстроив в углу экспозиции символический склон с камнями, указывает на один из центральных образов художника.

Его работы как будто притворяются гораздо более древними, чем являются на самом деле, словно их нашли на раскопках дворцов Вавилона, Древней Греции или в Болгаре. Мир Сабирова — это духи, боги и при этом современность.

Моложе, чем кажутся

"Тау", вероятно, самая масштабная казанская выставка Сабирова. В экспозиции — более 120 работ, и это не только скульптура, но и графика, ювелирные изделия, ковры и даже фотографии.

При этом рядом находится скульптура Сююмбике, в которой дотошно проработаны орнаменты на платье. Неподалеку — небольшие украшения из бронзы, с фианитами, лазуритом, керамикой. А рядом — более схематичная, "природная" скульптура "Бык Камиллы", как будто их вылепили по рисункам первобытных людей. У некоторых работ не хватает частей тела, вроде "Нового кентавра", как напоминание об образцах древнего искусства в античных музеях.

Многие работы Сабирова выглядят так, как будто они были только что обнаружены археологами, а не придуманы нашим современником. Он и сам подтверждает, что такие ощущения вызываются намеренно. Рельеф "Львы" словно взят из какой-нибудь Олимпии.

При этом в более ранних работах, вроде "Заката" или "Рассвета первого лета" 2010 года, царит уже полный сюрреализм. А вот мальчик "Камиль": отойдя на пару шагов, мы понимаем, что художник вылепил его в честь сына (а дочку зовут Камилла).

Сабиров напоминает о коллаборациях: на выставке можно увидеть его работу с парфюмером Анной Вахитовой или студиями ковров "Порсероль" и The Rug One. Графические зарисовки показывают его работу в формате work-in-progress.

Работы расположены в зале так, что вокруг них образуются причудливые тени, так что каждый объект можно рассматривать и воспринимать с разных точек зрения.

Сабиров и сам оказывается на выставке, в этот час он водит экскурсию для юных скульпторов. Он останавливается возле скульптуры "Архаическая улыбка. Голова богини Сау" — бронза, литье и помада, которой украшены губы: "Я подумал о том, что в каждом времени, эпохе есть свои нормы, свои истории". На голове у богини — небольшой калфачок, который можно определить, как национальный убор, а можно — как условный.

Другой примечательный образец в этом плане — сшитый "Камень предков". В интервью Сабиров говорит, что делает подобное не ради эпатажа и подобного у него немного. Это "желание выразить идею другим образом, другим языком, другой пластикой".

Внезапный отход от "знакомого" Сабирова — его серия фото. Во-первых, это его "Воздушная мастерская": порой художник начинает лепить прямо в самолете, стремясь завершить в воздухе. Во-вторых, это снимки скульптуры "Мальчик с мечом" в различных странах, стилизованные под посты в социальных сетях. Подойдя к окну, любой может также сфотографировать скульптуру — уже на фоне улицы Муштари.

инар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар Фатыхов