Владимир: На войне надо во что-то верить

Владимир: На войне надо во что-то верить
© Российская Газета

До начала специальной военной операции (СВО) благовещенец Владимир Картин был успешным предпринимателем и абсолютно гражданским человеком. Как говорят родные, основные черты его характера - мягкость и доброта. За спиной из военного опыта - срочная служба в погранвойсках в далекой молодости. Но с началом СВО 46-летний амурчанин не смог остаться в стороне и пошел в военкомат, требуя отправить его на фронт. На передовой оказались его старший и младший братья - профессиональные военные.

Близко к сердцу

Владимир Картин - сын офицера-пограничника, чью семью судьба закинула на Дальний Восток. Владимир появился на свет в городе Свободном, а в начале 1990-х в связи с выходом отца на пенсию семейство переехало в Благовещенск.

Владимир мечтал пойти по стопам папы и стать профессиональным военным. Тем более что два его брата окончили Дальневосточное высшее военное командное училище. Владимиру поступить в него не удалось, поэтому после службы в армии он получил высшее экономическое образование и стал работать по специальности. В 2014 году был управляющим филиалом транспортной компании, а в 2016 году стал индивидуальным предпринимателем и начал предоставлять транспортные услуги населению и организациям. Жил обычной жизнью - работа, семья, дом. Все изменилось с началом спецоперации.

- 24 февраля 2022 года два моих брата зашли на территорию Украины. Перед этим они отправили свои фотографии и пропали. Связи не было около двух недель. Я очень переживал, тем более что стали появляться видео с украинской стороны о том, что разбиты колонны, о расстреле пленных. Я очень близко это к сердцу принимал, - говорит герой СВО.

Близко к сердцу восприняли и родные решение Владимира отправиться на фронт. Его супруга Алла признается, что было страшно отпускать любимого. Естественно, страшно было и маме Владимира.

- Когда война началась, Володя места себе не находил дома. Он все время говорил: "У меня младший там, старший там, а я буду здесь?". Я говорю: "Там уже двое моих". Я так не хотела, чтобы он ехал! Я их ждала долго-долго. Даже слезы наворачиваются! Много ночей не спала, пока ждала их, - делится мама героя Любовь Гавриловна.

"Куда ты пойдешь?"

Но поначалу Владимиру Картину в военкомате отказали. Сказали: "Ты старый, куда ты пойдешь?", - вспоминает он. Но потом Президент РФ подписал указ, что добровольцы могут тоже участвовать в спецоперации. Тогда Владимир снова пришел и записался в добровольцы.

17 апреля собрали добровольцев в количестве 11 человек на сборочном пункте. Там переночевали, затем выехали в Хабаровск, где сели на самолет и полетели в Ростовскую область. Здесь поначалу расположились на полигоне в палаточном лагере. Был отбор специалистов: артиллеристов, снайперов, разведчиков. А Владимир без спецподготовки - ни сапер, ни снайпер…

- Нас, человек пять, отправили в "отстойник". Как резерв. Пробыли мы там около суток. Вечером пришел старлей, сказал, что надо пять человек. Недобор в батальоне "Союз добровольцев Донбасса", 9-й БАРС. Нас, благовещенцев, взяли всех. Мы поехали в Белгородскую область на полигон тренироваться. Пробыли там дня три, наверное. Это был апрель, прохладно еще. Нас подготовили, загрузили в ЗиЛы, в "Уралы", КамАЗы, и мы батальоном, человек 500, зашли на территорию Украины. По-моему, это было 1 мая. Первая командировка была в Харьковскую область, под Балаклеей, поселок Степное. Держали оборону. Напротив нас деревушка была, там стоял противник, - рассказывает Владимир Картин.

Сначала птурист, потом зенитчик

Батальон заменил военную полицию. На второй или третий день новобранцы подверглись артиллерийскому обстрелу. Владимир признается - было действительно страшно. Прятались в подвале одного из домов, который служил бомбоубежищем. Потом впервые увидели дрон в небе - не сразу даже поняли, что это такое. Беспилотник скинул гранату, легко ранило одного из товарищей Владимира.

- Было как-то… не по себе, что ли. Мы не готовились к этому. А потом эти дроны летали чуть ли не каждый день по нескольку раз. Постепенно мы научились вести по ним огонь. Больше, конечно, запомнилась первая командировка. Ежедневно по три-четыре раза минометные, артиллерийские обстрелы. По нам работала система залпового огня "Ураган" - это кассетные боеприпасы. А мы - стрелковое подразделение, нам на первых порах ответить было нечем. У нас были гранатомет, автомат, СВД у кого-то была. Чуть позже нам дали, конечно, АГСы (гранатометы), "Корд" (крупнокалиберный пулемет), "мотолыгу" (МТ-ЛБ), ПТУРы (противотанковые управляемые ракеты). Приходилось учиться. Сперва мне сказали - будешь птуристом. Я отстрелялся лучше всех. Дали мне ПТУР, сказали, будешь стрелок. Позже на "мотолыгу" установили зенитную установку, стал зенитчиком. Хотя до этого в армии я с этим не сталкивался, - говорит Владимир.

Приходилось учиться быстро, вспоминает он. Из зенитки много пришлось пострелять, отбиваться от ДРГ, ну и так просто выезжали, обрабатывали "зеленку" (лесополосу) для предотвращения проникновения противника в нашу зону. Приходилось очень много копать - окопы, блиндажи. Наверное, за свою жизнь не выкопал столько, сколько в первой командировке, рассказывает он.

Владимир заслужил медаль "За отвагу" уже в первые дни пребывания на фронте. Однажды по позициям россиян в очередной раз начал работать миномет. Командиры поставили задачу подавить его. Выдвинулись в количестве трех человек. Ночи там очень темные - руку вытягиваешь, не видно пальцев. Комвзвода наступил на мину и погиб. Двое его товарищей попытались забрать его, но не смогли - погибший был крупный, весил около 150 килограммов. Прибежали обратно и выбрали четырех добровольцев, в том числе и Владимира Картина.

- Мы вчетвером ночью выдвинулись к месту гибели нашего командира по минным полям, по тропинке. Ужасно страшно было. И в пути читал молитвы. Пришли мы на место гибели, расстелили плащ-палатку, положили его. И начали потихоньку выносить. Я когда донес его, то просто упал и три часа встать не мог, - поделился герой. Спустя месяцы, уже во второй командировке, он узнал, что за этот случай был удостоен награды.

Кинбурнская коса

В первой командировке Владимир пробыл два с половиной месяца. Вернувшись в Благовещенск, он повидался с женой, родителями и братьями, которые на тот момент тоже приехали домой.

Возвращаться на фронт он был уже не обязан, но и усидеть дома не смог. Полгода пытался работать, но не получалось, потому что все мысли были на линии фронта. Там, где воевали его братья, где проливали кровь его товарищи по оружию.

- Понимаете, это не просто сослуживцы. Это люди, с кем ты выкуривал последнюю сигарету, делился последним кусочком хлеба, банкой тушенки. Такой человек тебе становится как брат, - поделился Владимир Картин.

И, приняв решение, благовещенец снова пошел в военкомат. Во второй командировке на спецоперации он оказался в Херсонской области, на Кинбурнской косе.

- Обстрелов, конечно, во второй командировке было значительно меньше. А дронов больше. Стояли мы на берегу Черного моря, там, где Днепр впадает. Напротив нас был город Очаков. Мы зашли на косу 26 апреля 2023 года, а потом заходил весь батальон. Украинцы "срисовали" эту колонну и при разгрузке открыли артиллерийский огонь по нам. После обстрела собрали "трехсотых", "двухсотых", загрузили в "Уралы" под обстрелом. И уже после этого начали обустраиваться, копать себе землянки, копать окопы, втягиваться в боевой быт, - рассказывает Владимир.

Командировка длилась полгода. Она оказалась сравнительно спокойная. По возвращении в Благовещенск в сентябре Владимир снова встретился с братьями, которые сказали: ты должен следить за пожилыми родителями, а на фронте мы и сами справимся.

Наверстать упущенное

Повторно вернувшись домой, краем уха Владимир услышал о Фонде "Защитники Отечества", помогающем вернувшимся с СВО бойцам.

- Первый раз Владимир Николаевич пришел со своими сослуживцами в наш филиал в сентябре 2023 года с единственным вопросом о трудоустройстве, - вспоминает социальный координатор филиала Фонда "Защитники Отечества" по Амурской области Юлия Сластина. - В нашем филиале работает представитель центра занятости. Ветерану предложили переобучение, но так как он постоянно в командировках, переобучиться у него не получилось. Поэтому после возвращения из второй командировки он самостоятельно обратился в центр занятости, и ему предложили открыть свое дело. Уже в ноябре он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и занимается логистикой.

Сейчас амурчанин успешно развивает свой бизнес в сфере грузовых перевозок. Владимир приобрел новый автомобиль повышенной грузоподъемности отечественного производства. Он стал первым в регионе, кто получил льготный кредит под 1% для участников СВО от Центра кредитной поддержки предпринимательства. Сейчас Владимир Картин работает не только по Амурской области, но и осуществляет перевозки в Якутию. Планирует взять второй льготный кредит для дальнейшего развития своего дела.

Владимир признается - ему нравится то, чем он занимается. Сфера логистики и транспорта знакома ему с 2014 года. Он считает себя профессионалом в своем деле. Работа занимает значительную часть его жизни, тем не менее, он находит часы и для общественной работы - вместе с товарищами из организации "Боевое братство" занимается сбором и отправкой гуманитарной помощи на фронт, проводит уроки мужества в амурских школах.

- Дети хорошие вопросы задают, интересуются, глаза у них горят. Я считаю, что с ними нужно работать, потому все эти годы воспитанием патриотизма никто не занимался. Все было на самотеке, а сейчас пытаемся наверстать упущенное, - сказал Владимир Картин.

Перед поездкой на СВО Владимир пришел к вере в Бога.

- Понимаете, на войне надо во что-то верить. Там без этого никак. Вера помогает, дает надежду. До того, как поехать в зону СВО, я был, скорее, агностиком. Считал, что Бог есть, но была такая философия, что пока я сам что-то не сделаю, никто мне не даст. Позже я понял, что заблуждался. Бог ничего не дает. Бог - это что-то другое, - подытоживает Владимир Картин.