Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыНовости МосквыОтдых в РоссииФутболПолитикаОтдых за границейХоккейОбществоЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытКрасотаНаука и техникаПсихологияШоу-бизнесЭкономикаВоенные новостиКомпанииТрендыИгрыАналитикаЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

"Кабала святош" Михаила Дегтярева по одноименной пьесе Михаила Булгакова

И это единственный, наверное, вопрос, который хотелось бы хотелось задать создателям спектакля. Зачем нужен этот цирк с псевдонимами? По остальному вопросов нет. Шикарно! Потрясающе! Смело! Ничего ни добавить, ни убавить. Это и не удивительно, ведь Юрий Квятковский – один из лучших режиссеров Москвы. Он всегда славился удивительным умением работать с мизансценами, совмещать несовместимое, метаться от трагедии к фарсу, а главное, создавать множество подтекстов. Зрители со стажем помнят великолепную "Кабалу" в том же МХТ с Олегом Ефремовым в роли Мольера, Иннокентием Смоктуновским в роли Людовика Великого. Квятковский и не пытался соперничать с той постановкой Адольфа Шапиро. Это совершенно другой спектакль. Да, от классической пьесы Булгакова оставлено немного, но самое главное – сохранен ее противоречивый дух. Фактически спектакль является антиподом "Самоубийцы" Николая Рощина – одной из главных премьер МХТ прошлого сезона. И там и там красной нитью проходят противоречия творца и власти. Но если Рощин решил эту тему в мрачных, серых тонах, то здесь наоборот – тона пестрые, буффонадные, с постоянным ерничаньем то в адрес одних, то в адрес других. В каждой мизансцене можно увидеть сотни отсылок к чему угодно. Одна из самых ярких сцен спектакля – обед Мольера и Людовика Великого, когда на сцене появляется артист, играющий цыпленка, и герои обсуждают, как они будут его есть. Мольер отказывается, Людовик Великий настаивает. Тут и комедия, и драма, и сатира, и реализм. Вообще – это уникальный пример постановки решительно для всех. Либерально настроенный зритель будет уверен, что здесь в первую очередь высмеивается власть, государственник посмеется над тем, как режиссер мастерски макнул в грязь продажных артистов и так называемых творцов, вывернул наизнанку всю их гнилую сущность. Один из зрителей вообще сказал, что это прямой намек власти на то, что нужно понять и простить уехавших из страны после 2022 года деятелей искусства. Другой заметил – что наоборот, намек на то, что им нечего делать в России. И все правы. Юрий Квятковский не пытается отвечать на вопросы, он их ставит, он подталкивает зрителя к тому или другому ответу, а окончательное решение, конечно же, за людьми в зале. И это особо ценно. Зрители не любят морализаторства. У нас своя голова на плечах. "Кабала святош" заставляет эту голову работать, и думать на действительно актуальные темы. Нельзя конечно не отметить потрясающую сценографию (художник Николай Симонов, костюмы Игоря Чапурина, свет – Ивана Виноградова). Решительно все достойны номинации на "Золотую маску". Что же касается актеров, то про Константина Хабенского (Мольера) писать не буду. Безупречно. Конечно, в первую очередь – нас интересует тот самый Максим Николаев (Николай Цискаридзе). Мы знаем его как выдающегося танцора. И, конечно же, когда он просто проходит по сцене на высоких каблуках, с безупречной осанкой – это само по себе событие. Но. Самое главное, что режиссер очень грамотно уловил дух актера. Мне показалось, что актер и не играл, а просто давал очередное интервью какой-нибудь "Светской хронике". Но оказалось, что так и надо. Именно такой немного равнодушный, немного заинтересованный, утонченный и при этом дерзкий тон идеально лег в образ Людовика. Да, он, с одной стороны, выглядит не как великий политический деятель, а как гламурный персонаж с глянцевых обложек, но именно это позволяет нам увидеть глубокий подтекст в этом образе. С уверенностью можно сказать, что театральный дебют Максима Николаева удался на славу. Так что те, кто уже купили билеты – однозначно будут в восторге. А всем остальным могу только посоветовать дождаться начала октября и срочно бежать в кассы МХТ. У вас есть шанс – увидеть один из лучших спектаклей сезона, а может быть, и последнего десятилетия. До встречи в МХТ.