Большой театр России открыл юбилейный 250-й сезон
На Исторической сцене два концерта - грандиозное представление в трех отделениях "Чайковский-Гала" и следом более скромное приношение, конечно же, Глинке - основоположнику русской классической музыки мирового значения, и самым крупным представителям "Могучей кучки" - Римскому-Корсакову и Мусоргскому. За дирижерским пультом неизменно - маэстро Валерий Гергиев.
Концерт, посвященный сразу трем композиторам, где причудливым образом сошлись молитвенная ария Ивана Сусанина в абсолютно сакральном исполнении баса Станислава Трофимова, языческая "Ночь на Лысой горе" и по-восточному сказочная "Шехеразада", а также Концерт для фортепиано с оркестром Римского-Корсакова (солист - Сергей Давыдченко) и "Картинки с выставки", которые были написаны Мусоргским в память о друге - художнике и архитекторе Викторе Гартмане, прошел в строгом филармоническом формате. А на вечере, посвященном 185-летию со дня рождения Чайковского, развернулось масштабное представление, в котором приняли участие звезды оперы и балета, хор и симфонический оркестр Большого театра. В программе фрагменты из всех трех балетов композитора - "Лебединое озеро", "Щелкунчик" и "Спящая красавица" - и сцены почти из всех его главных опер: "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Чародейка", "Мазепа", "Иоланта". Но в начале прозвучала увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", идея написания которой, возникла у Чайковского с подачи Балакирева - основателя и главы композиторского кружка "Могучая кучка". Оркестр звучал безупречно прекрасно, задавая напряженно драматический камертон вечера.
Далее следовали одна за другой полные трагизма и разоренной любви оперные картины. Особые театральные варианты эпизодов из репертуарных спектаклей мастерски поставил режиссер Михаил Кисляров. Получилось очень эффектно. Но из-за того, что оркестр оказался в глубине сцены, а солисты практически перед рампой (их подмостками фактически стало пространство над оркестровой ямой), да и пол сцены был укрыт специальным балетным линолеумом, акустика зала существенно изменилась, и певцы не всегда оказывались в выигрышном положении.
А вот артисты балета блистали без помех. Знаменитое "Черное па де де" из "Лебединого озера" исполнили Ярославна Куприна и Дмитрий Смилевски, а в Антре принцессы Авроры и в Адажио с четырьмя кавалерами восхищала Елизавета Кокорева. Удивляло только то, сколь подчёркнуто (на грани приличия) в финале каждого номера примы и премьеры игнорировали оркестр, будто намекая на разлад между балетом и оперой. Лишь Анна Никулина и Артем Овчаренко после своего прекрасного Адажио из II действия "Щелкунчика" поблагодарили не только публику, но и музыкантов, и маэстро.
И хотя зал гораздо темпераментнее принимал балет, где все оптимистичнее и внешне красивее, нежели оперу, полную смертоносных трагедий, певцы в этот вечер были на высоте. Валерий Гергиев собрал лучшие вокальные силы. Жаль, конечно, что в сцене из "Евгения Онегина" без арии остался титульный герой - один из лучших баритонов мира Игорь Головатенко, так как была выбрана сцена "Ларинского бала", но зато показал себя в ариозо Ленского вернувшийся к сотрудничеству с Большим театром яркий лирический тенор Бехзод Давронов. Представление фрагмента из оперы "Чародейка", что в репертуаре Мариинского театра, в исполнении примадонн Большого Анны Нечаевой и Ксении Дудниковой и ведущих мариинских солистов Владислава Сулимского и Александра Михайлова показало, что сотрудничество двух коллективов будет продолжено и в юбилейном сезоне.
В репертуар вернется знаменитая постановка Бориса Покровского оперы Родиона Щедрина "Мертвые души" в память об ушедшем композиторе
Дуэт Марии и Любови (Анна Шаповалова и Елена Манистина) и сцена Казни Кочубея (Денис Макаров) из "Мазепы" показались уж слишком "кровавыми" для праздничного вечера. В финальной картине из "Пиковой дамы" завораживающе всем напомнил о том, "Что наша жизнь? Игра!" Герман Нажмиддина Мавлянова. А приглашенной звездой концерта стал Ильдар Абдразаков, исполнивший арию короля Рене из "Иоланты", развернутая сцена из которой с эффектной Динарой Алиевой в титульной партии стала и финалом концерта, что завершился на пороге полуночи и можно сказать анонсом первой премьеры юбилейного сезона.
Уже 11 сентября на Новой сцене Большого театра премьеру "Иоланты" - дебютную режиссерскую работу представит баритон Эльчин Азизов в тандеме с опытным художником Альоной Пикаловой. Музыкальный руководитель - Валерий Гергиев, дирижер-постановщик - Антон Гришанин.
В остальном же, что касается премьер, даже, несмотря на юбилейность начавшегося сезона, как предпочитает Валерий Гергиев, нет официальной ясности. Известно лишь, что среди важных событий сезона - концерт в честь столетия со дня рождения Майи Плисецкой, который состоится 20 ноября. Большой театр кланяется великим именам в своей истории. И в репертуар вернется репликой знаменитого спектакля Бориса Покровского опера Родиона Щедрина "Мертвые души" уже в ноябре в память о недавно ушедшем композиторе. Из иных обновлений постановок есть идея переноса с Камерной на Новую сцену редко замечаемой театрами оперы Римского-Корсакова "Сервилия" в постановке Ольги Ивановой. В личной беседе знаменитый итальянский режиссер Джанкарло дель Монако рассказывал, что планирует поставить в Большом театре еще одну оперу Верди (в прошлом сезоне был "Риголетто", а в этом, возможно, будет "Отелло"). Витает в воздухе среди вероятных премьер и название последней оперы Пуччини.
Но Валерий Гергиев в отличие от других коллег-руководителей оперных домов всего мира не любит подробно анонсировать работу своих театров, предпочитая, чтобы все сделанное выглядело сюрпризом, почти экспромтом. А 250-летие Большого театра - отмечать будут и весь нынешний сезон, и чем-то суперсобытийным в конце следующего года: по этому поводу начнется и большая стройка концертного зала на Никольской улице в Москве.