В России активно развивается сегмент электронных и аудиокниг

Российский сегмент электронных и аудиокниг вырос на 10% с прошлого года. По данным 2024 года, объем рынка цифровых книг составил 19,7 млрд рублей. Это около 15% от всего объема российской книжной индустрии. А в последнее время литературу начали и активно слушать. Люди привыкли к аудиокнигам, рассказывает шеф-редактор группы компаний «Литрес» Екатерина Писарева:

В России активно развивается сегмент электронных и аудиокниг
© BFM.RU

Екатерина Писарева шеф-редактор группы компаний «Литрес» «Читатели предпочитают абсолютно разные форматы, это все зависит от того, в каких они условиях находятся, что им нужно на данный момент. Читают прекрасно и бумажные книги, читают электронные книги: например, если человек в дороге, ему сложно возить с собой библиотеку, он переходит на электронные. И, конечно, мы видим то, что растет интерес к аудиокнигам. Вообще, аудиокниги — это такой устойчивый драйвер цифрового рынка, они растут, они развиваются, они уже плотно вошли в читательский обиход».

Однако, несмотря на бурное развитие цифрового сегмента, чтение бумажных книг возвращается в моду. Москвичка Елизавета учится на драматурга, и, несмотря на внушительные программные списки литературы, старается читать на физических носителях:

«Часто я беру сборники пьес по своей специальности, беру поэтические какие-то сборники, сборники новелл в библиотеках, и, конечно, для меня очень важно ощущение от бумажной книги, мне просто оно приносит удовольствие. Но, к сожалению, часто выходит, что невозможно найти какую-то книгу в библиотеке. Вот, например, Клейста, он драматург, его не было ни в каких библиотеках, пришлось сначала читать онлайн, а потом покупать. Конечно, электронные книги выигрывают в плане доступности, но для меня действительно играет роль вот это физическое ощущение от книжки. Банально мозг лучше воспринимает информацию, когда она связана с конкретным физическим носителем, когда у него есть свои особенные, специфичные черты в плане ощущения тактильного, визуального восприятия. Я могу заметить, что мои однокурсники, кстати, читают тоже часто бумажные книги».

Большинство из тех, кто не поддается цифровизации, покупают книги на маркетплейсах. По данным Российского книжного союза, больше половины реализованных изданий были приобретены онлайн. Продолжит президент Ассоциации книгораспространителей и главный редактор журнала «Книжная индустрия» Светлана Зорина:

Светлана Зорина президент Ассоциации книгораспространителей и главный редактор журнала «Книжная индустрия» «Конечно, самые высокие темпы роста демонстрирует сегмент аудиокниг, но также и мы видим рост продажи бумажных книг, прежде всего в онлайн-канале. Сегодня доля онлайн-канала составляет уже больше 55%, и как раз сегодня на отраслевой конференции будем говорить о том, что книжный рынок растет, и в экземплярах, и в рублях, и по итогам первого полугодия».

Масштабная миграция книжной торговли на маркетплейсы затронула даже букинистику — раздел книжной культуры, фокусирующийся на старинных и редких изданиях. Московский букинист Юрий Лучников рассказывает, что конкурировать с онлайн-ретейлом сложно. Дело в первую очередь в ценах:

Юрий Лучников букинист «Объем продажи букинистических книг за последнее время достаточно серьезно возрос. Букинистическая торговля переместилась в маркетплейсы. Там достаточно жесткая конкуренция — ценник упал, и упал сильно. Если вы заглянете на любой маркетплейс, вы увидите, что достаточно свободно можно приобрести книгу в пределах от 150 до 250 рублей, что в новых магазинах практически невозможно. Но электронные носители давят, и у них есть достаточно серьезная перспектива. Книга сейчас новая стоит 700-1000 рублей. Даже для нормально зарабатывающего человека это затрата».

Сейчас в Москве еще можно найти маленькие лавки энтузиастов, где книги стоят по 50 рублей. Об их существовании в столичных переулках или дворах люди узнают по сарафанному радио или натыкаются на них случайно. И уходят оттуда со стопками в 10-15 изданий, рассказывает Юрий Лучников. Но в известных книжных магазинах на эти деньги можно приобрести в лучшем случае одну книгу. Поэтому чтение аналоговых изданий в массовом сознании стало чем-то вроде прослушивания виниловых пластинок — дорого и по-эстетски.