«Каждый изразец вернулся на свое место». Как реставрируют павильон «Главтабак» на ВДНХ

Восьмигранная форма, позолоченный шпиль, изразцы с изображениями листьев, цветков и плодов табака. Завершается реставрация самого миниатюрного памятника архитектуры на ВДНХ — павильона № 35 «Главтабак». Его построили в 1954 году, с тех пор многие конструкции потребовали обновления, а часть декоративных элементов со временем утратила первоначальный вид. Специалисты восстанавливают его по историческим документам.

«Каждый изразец вернулся на свое место». Как реставрируют павильон «Главтабак» на ВДНХ
© Mos.ru

Корреспонденты mos.ru посетили «Главтабак» и узнали, какие сложности возникли при реставрации тысяч керамических деталей, как воссоздавали грандиозную люстру всего по одной архивной фотографии и оберегали подлинную живопись в интерьере после снятия кровли, какие исторические детали вновь можно увидеть на потолке павильона.

Каждый изразец вернулся на свое место в первозданном виде

Объект культурного наследия федерального значения павильон № 35 «Главтабак» находится в запрудной зоне ВДНХ рядом с фонтаном «Золотой колос». Небольшой, расписной, с высоким шпилем, он напоминает яркую шкатулку. Первый павильон «Главтабак» был построен по проекту художника Вячеслава Кондратьева в 1939 году, к открытию ВДНХ. Он располагался в ее центральной части. Здесь находилась табачная фабрика в миниатюре: посетители могли понаблюдать за процессом изготовления папирос и познакомиться с ассортиментом советской табачной продукции (о вреде курения станут говорить во второй половине XX века, когда ученые докажут связь между этой привычкой и заболеваниями).

В рамках масштабной реконструкции ВДНХ в 1950-х павильон снесли. В 1954 году здание было отстроено заново тем же автором — Вячеславом Кондратьевым — по проекту, максимально приближенному к изначальному. С тех пор его не реставрировали. С конца 1980-х выставка в павильоне сменилась, позже в нем располагалось представительство губернатора Саратовской области, а до 2017 года работало кафе с летней верандой.

«Павильон имеет форму неправильного восьмиугольника. Его архитектурный стиль сложно отнести к какому-то конкретному, в нем сочетаются разные мотивы: восточные, готические, русского национального зодчества. В декор павильона (керамика, светильники, живопись в интерьере, терраццо) изящно вплетено изображение растения табака с его листьями и цветами. Все павильоны ВДНХ уникальны, но их обычно относят, скажем, к стилю неоклассицизма или сталинского ампира, “Главтабак” же уникален по всем критериям. Он самый маленький среди объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории выставки, самый насыщенный декоративными деталями декора и самый сложный для реставрации. Все работы проводились с учетом исторических чертежей 1950-х годов и архивных фотографий», — рассказывает Елена Максимова, главный архитектор-реставратор ВДНХ.

С изразцами, украшающими фасады павильона, было проще: большинство из них дошло да наших дней, кроме того, они повторяются, так что поврежденные и утраченные воссоздавали по сохранившимся образцам. На этом простая часть работы с керамикой заканчивалась. Фасад украшают более 10 тысяч деталей, на них изображены листья, цветы и плоды табака (коробочки с семенами), серп и молот. В палитре — зеленые, коричневые, синие, желтые, бежевые, белые оттенки. Перед реставрацией каждый изразец промаркировали, описали и зафиксировали на картограмме дефекты: трещины, потертости, сколы. Затем осторожно сняли и перевезли в мастерские на территории ВДНХ.

«Раскладывали на стеллажах так, чтобы ничего не перепутать: иначе такой объем деталей будет практически невозможно вернуть на исторические места. На этом этапе привлекли студентов колледжа “26 КАДР”. Под надзором специалистов они помогали чистить, укреплять керамику, докомпоновывать места сколов. Для ребят это был уникальный шанс поработать с памятником архитектуры. Огромных трудов стоило воссоздание утраченных элементов. Мастера снимали кальку с аналогичных, выполняли чертеж с увеличением на 10 процентов (на столько глина усаживается в печи). Новые детали больше недели сохли на столах при комнатной температуре и только потом отправлялись на обжиг. Под воздействием высоких температур иногда появлялись трещины, это нормально, но такие изделия отправлялись в брак. Получив идеальный образец, специалисты наносили глазурь. Это тоже нелегкая задача, поскольку нужно попасть в оттенок и плотность подлинного образца, учесть изменение цвета при обжиге. Поэтому, если приглядеться, можно заметить, что все исторические детали выполнены в разных оттенках. В итоге каждый демонтированный изразец вернулся на свое место в первозданном виде», — подчеркивает Елена Максимова.

Колесо времени: какие документы хранятся в архиве ВДНХШедевр ар-деко и скульптуры заботливых звероводов: как женщины строили ВДНХ

Шпиль с сусальным золотом

В лучах солнца сверкает позолоченный шпиль. Его венчает фирменная эмблема — круг с листом табака и папиросой. Общая высота шпиля — около девяти метров. Чтобы вернуть ему первозданный вид, нужно было спустить его с павильона.

«Трудность заключалась в том, что внутри шпиль полый. Думали, как его демонтировать, чтобы не повредить. Для этого разработали специальную конструкцию, благодаря которой бережно спустили шпиль на землю. В мастерской изготовили точные копии металлических деталей, собрали в единую конструкцию, нанесли слоями свинцовый сурик, лак мордан и, наконец, высокопробное сусальное золото. Воссоздали по архивным чертежам и эмблему-флюгер “Главтабака”. Первый пробный подъем шпиля провели в мастерской. В итоге собрали всю конструкцию на земле, а потом вернули шпиль на историческое место, на крышу павильона», — отмечает Елена Волкова, главный архитектор проекта.

Пока шла работа над шпилем, восстанавливали несущую способность кровли, а также ее медное покрытие. Чтобы сохранить живопись в интерьере в это время, над павильоном была установлена временная технологическая кровля.

Грандиозная люстра и расписная лепнина

Интерьеры павильона за прошедшие десятилетия пострадали сильнее. Во время работы кафе достроили лестницу, а также бетонное перекрытие, разделив пространство на два этажа. На втором этаже готовили пищу, и, для того чтобы вывести трубу печи, в потолке прорубили отверстие. Перед специалистами стояла задача демонтировать перекрытие, не повредив стены павильона. Пришлось действовать очень аккуратно. Перекрытие вырезали фрагментарно при помощи алмазных дисков.

«Живопись в интерьере, которая когда-то была выполнена в стилистике хохломы в традициях русских промыслов, получила повреждения. Она была переписана сверху новыми красками, покрыта грибком и копотью. Фрагмент, где печная труба выходила на крышу, был утрачен. Художники-реставраторы поэтапно укрепили красочный слой, раскрыли живопись 1954 года, удалили следы поражения ее грибком. Стоит отметить надпись “1954” на своде. Под слоем красок специалисты нашли цифру “3”: вероятно, при строительстве хотели сдать павильон на год раньше, но не успели и пришлось переписывать. Лепной декор на потолке позже был закрашен ровным белым цветом. Когда стали расчищать его от красочных слоев, выяснили, что контуры цветов и листьев были тонко прорисованы. Мы вернули эту красоту. Хотя, конечно, грандиозная люстра перетягивает на себя внимание», — улыбается Елена Максимова.

Латунная конструкция диаметром более трех метров и высотой около двух с половиной метров, декор в виде листьев и плодов табака, круглые плафоны — к началу работ от величественной люстры осталась лишь одна архивная фотография. Реставраторы были вынуждены подбирать ее размер, соотнося по снимку с лепниной потолка, и в конце концов воссоздали максимально приближенно к замыслу архитектора 1954 года.

Воссоздали и пятицветный терраццо на полу. Сложную геометрию латунных жилок выгибали на производстве, а на месте монтировали, заливали бетонную смесь, шлифовали и полировали. А осветительные приборы в форме цветов табака и расписную мебель вернуть не удалось — по ним не сохранились документы, а черно-белых фото оказалось недостаточно для методически обоснованного воссоздания.

Сейчас в павильоне проводят пусконаладочные работы, реставрацию планируют завершить в этом году. Она стала частью масштабной программы возрождения ВДНХ, в рамках которой с 2014 года отреставрировали 42 объекта культурного наследия. В обновленном павильоне откроется клуб чайной культуры, где гости ВДНХ смогут познакомиться с русскими и китайскими чайными церемониями, попробовать сорта из разных регионов нашей страны, Китая, Индии, Африки, Японии, Вьетнама.

Оперативно узнавайте главные новости в официальных каналах города Москвы в мессенджерах MAX и «Телеграм».

Современное выставочное пространство: каким стал павильон № 1 «Центральный» на ВДНХ после реставрацииЛиственница, карельская береза, гранит и медь: как восстанавливают павильон «Советская печать» на ВДНХСельхозтехника, гидротурбина и панно с портретом Гагарина: как изменился павильон «Космос» на ВДНХ за 85 лет