В МХТ им. Чехова поставили "Кабалу святош" с Цискаридзе в роли Людовика XIV
Пьесу Михаила Булгакова "Кабала святош" ставят в МХТ им. Чехова уже в четвертый раз - и худрук театра Константин Хабенский уверен: "Нет, эта тема еще не исчерпана".
Первую "Кабалу святош" когда-то ставил - репетировал пять лет - Николай Горчаков, ученик Станиславского. Автор, Булгаков, значился ассистентом режиссера. Долго спорили. Станиславскому не нравилось, что в пьесе "слишком много интимности, мещанской жизни, а взмахов гения нет". Наконец, в 1936 году премьера состоялась - и сразу же, после семи представлений спектакль закрыли. Сверху было предписание. Что так пугало - сам герой, комедиант Мольер? Автор Булгаков, очень уж напоминавший своего героя? Или те самые ужасные "интимности"?
Так или иначе, Булгакову пришлось покинуть МХАТ.
Лишь через полвека с лишним "Кабале святош" удалось вернуться на сцену этого театра. Постановки Адольфа Шапиро с Олегом Ефремовым в 1988 году и Олегом Табаковым в 1994-м стали знаковыми - так что накануне нынешней премьеры о них, конечно, вспомнили не раз. Теперь за "Кабалу святош" взялся Юрий Квятковский, режиссер-новатор и экспериментатор.
Худрук Хабенский объясняет: "Возвращение пьесы вполне соответствует традиции Художественного театра. Пьеса была написана для МХАТ, и изучение этого материала далеко не закончено. Тем более, что у нас не в чистом виде "Кабала святош" - скорее, материя, сотканная из самой пьесы, из "Жизни господина де Мольера" того же Булгакова и из архивных документов музея".
Преемственность, как говорит Хабенский, сохранилась даже в том, что в предыдущих постановках главную роль играли исключительно художественные руководители театра Ефремов и Табаков. Вот и теперь Мольер на сцене - Константин Хабенский. Сравнений с предшественниками он не боится: "В этом тоже некий знак, и пока есть силы, можно их использовать".
Мольер Хабенского - прирожденный комедиант, заискивает перед Людовиком, учит других, как правильнее кланяться, готов на все, чтоб получить благословение отца. Но его при этом разъедает личная трагедия, травят сектанты "Черной кабалы" и все окружение короля.
Переплетение сюжетов пьесы, книги о Мольере, булгаковской биографии и писем делает еще нагляднее параллели двух писательских судеб. Жанр спектакля обозначен как трагифарс. Режиссер Квятковский подчеркивает: в каждом герое важно обнаружить "кабалу" - свою болезненную зависимость, отравляющую жизнь.
"Мои мучения с пьесой продолжаются, несмотря на то что, это - Мольер, XVII век, и современность в ней я никак не затронул", - говорит со сцены актер Илья Козырев в образе Булгакова. Он же здесь - Лагранж, верный друг и секретарь Мольера, в реальной жизни издавший его первое собрание сочинений. В пьесе актеры называют его "Регистром".
Два друга в воспоминаниях Регистра выплывают из детства - с огромными мордашками "пупсов" из папье-маше на головах у молодых актеров, Всеволода Корникова и Веры Ефремовой. Тут же и отец Мольера, Поклен (Алексей Агапов), придворный обойщик и ростовщик, содержавший вдобавок на первых порах блестящий театр сына. Тут и Анна Австрийская (Павел Ващилин), набожная королева, которая напутствует сына, молодого Людовика, словами Макиавелли о сильном государе - чем комичнее она, тем опаснее.
Переплетения во всем - происходящее на сцене с легкостью напоминает и французских комедиантов, и итальянскую комедию дель арте, и, конечно, русский психологический театр. Как замечает режиссер, эта градация - от игрового театра к искусству переживания - выстроена осознанно. И сценография под стать: абсолютизм, "тяжелая пышная мощность эпохи" - в сочетании с цирковой эксцентрикой.
Костюмы для спектакля создал модельер Игорь Чапурин. Главный художник МХТ Николай Симонов выстроил пространство, которое заставлено шкафами с куклами - а на гигантский камзол в глубине сцены по колосникам "взбирается" парик. Версальские деревья и кусты подстрижены в форме голов все тех же "пупсов". Это важно режиссеру как напоминание: что король Людовик, что Мольер - все вышли из детских и наивных "игр".
Главный сюрприз спектакля - в роли Людовика XIV дебютирует народный артист Николай Цискаридзе. В программке ректор Вагановской балетной академии и экс-премьер Большого значится под псевдонимом "Максим Николаев". Цискаридзе объясняет: "Лет двадцать назад в одном интервью я пошутил, что никогда не выйду на какую-нибудь сцену, кроме балетной, под именем Николая Цискаридзе - оно для многих связано исключительно с Большим театром".
В книге Булгакова "Жизнь господина де Мольера" его еще когда-то в юности зацепила фраза, которую Цискаридзе принял и на свой счет: "Когда появляются гении, вся серость объединяется против них".
Что касается его героя, Людовика XIV, Цискаридзе "может уже лекции читать". Тем более, что именно при этом императоре в Париже появилась Королевская академия танца, заложившая основы балета как искусства. "Он мне безумно интересен. И вся роль оказалась очень злободневной…" - говорит артист.
Актриса Александра Ребенок играет Мадлену Бежар - это ее героиня в спектакле приводит поначалу "деревянного" Мольера за кулисы, в магический мир театра. По словам артистки, все это сложное смешение жанров, стилей, школ в одном спектакле продиктовано самим Булгаковым - потому здесь неслучайно и появление звезды балета Николая Цискаридзе, и артиста Cirque Du Soleil Андрея Кислицына…
"Помимо рассказов об актерской судьбе, мы затрагиваем вопрос человеческих отношений. Насколько они должны быть близки, насколько они во главе угла…. Но вообще это история о всепрощении. Нужно уметь прощать друг друга - к этому мы и подводим зрителя", - подытоживает Константин Хабенский.
Кстати
В Зеленом фойе МХТ им. Чехова, музее МХАТ, к премьере открылась выставка "Играть! Антракт!", посвященная всем четырем постановкам "Кабалы святош".
Из фондов Дома-музея Станиславского - посмертная маска Булгакова. Здесь же - подписанная цензором рукопись. Нервная переписка автора со Станиславским. Эскизы костюмов и декораций разных лет - от Николая Ульянова, Петра Вильямса, Андриса Фрейбергса, Юрия Харикова. Здесь даже части реквизита новой постановки - говорят, их будут забирать в день спектакля.
Отдельное место занимают маски из коллекции Ивана Дергачева, исполняющего роль актера мольеровской труппы Дю Круази. Директор музея МХАТ Павел Ващилин говорит: "Все мы в жизни меняем маски. Они важны и на этой выставке, и в произведениях Булгакова. Все его персонажи носят маски, зачастую даже забывая, где они сами, где их "персонаж". Так и живут, и существуют в масках".