В России предложили понизить возраст уголовной ответственности за наркотики

Понизить возраст уголовной ответственности за наркотики с 16 до 14 лет предложили депутаты Госсобрания Башкортостана. С этой инициативой они обратились в Совет законодателей РФ. Если предложение башкирских народных избранников получит дальнейший ход, подростки еще со школы будут получать реальные сроки "за приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов".

В России предложили понизить возраст уголовной ответственности за наркотики
© Российская Газета

Между тем статью 228 УК РФ об ответственности за наркотики уже сегодня называют "народной": по ней отбывают наказание до трети всех "сидельцев". И значительная часть из них - молодые люди. К чему приведет понижение возраста уголовной ответственности? Мнения экспертов на этот счет сильно расходятся.

Pro

Константин Толкачев, председатель Госсобрания Республики Башкортостан:

Мы сталкиваемся с системной проблемой: организованные преступные группы целенаправленно используют несовершеннолетних для распространения наркотиков. Преступники цинично пользуются тем, что подростки не несут уголовной ответственности за такие деяния до 16 лет. Они манипулируют молодыми людьми, обещая легкий заработок, и тем самым толкают их на путь преступления. Наша задача - прервать эту порочную практику и защитить подрастающее поколение от криминального влияния.

Статистика МВД по Республике Башкортостан подтверждает критичность ситуации. Так, в 2024 году количество преступлений в сфере оборота наркотиков, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 556,5 процента (с 23 до 151). Из 42 задержанных наркокурьеров двенадцать были школьниками, 17 - учащимися ссузов, один - студентом вуза и 12 - подростками, не занятыми учебой или трудом. В 2022 году в Башкирии были задержаны два наркокурьера, которым было от 14 до 16 лет, в 2023 году - шесть, в 2024 году - пять, за январь - апрель 2025 года -два. Эти несовершеннолетние не получили действенного наказания, которое могло бы стать наукой для других.

А ведь именно подростков 14-15 лет часто используют как курьеров для организации "закладок". Эти преступления носят латентный и многоэпизодный характер. Большинство из этих молодых людей действуют осознанно, ради материальной выгоды, а сами не употребляют наркотики. Снижение возраста уголовной ответственности до 14 лет создаст действенный правовой барьер и станет серьезным сдерживающим фактором для организаторов наркоторговли, которые сейчас чувствуют свою безнаказанность. Законопроект предусматривает соответствующую меру ответственности за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление и переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов вплоть до 15 лет лишения свободы.

Contra

Сергей Колосовский, почетный адвокат России:

Большая проблема в том, что сегодня правоприменительная практика такова, что человек получает одинаковое наказание за распространение хоть трех граммов, хоть трех десятков килограммов наркотического вещества. И сроки при этом очень большие. Но если килограммами ворочают серьезные наркодилеры, целые синдикаты, то когда речь идет о небольших объемах, мы все с вами прекрасно понимаем, что тут задействованы рядовые "закладчики". И эти пешки в чужой игре - часто подростки. Их используют в своих целях и умело манипулируют ими наркодилеры. Закладчиков в последнее время только так "щелкает" полиция. Большого труда это не составляет. Именно на них массово заводят уголовные дела и отправляют за решетку. 16-летние, как правило, получают сроки от пяти до десяти лет. А вот те, кто промышляет огромными объемами, владеет целыми "магазинами" часто выходят сухими из воды. Поймать их сложно.

Полтора года назад "РГ" опубликовала интервью со студентом одного престижного уралтского вуза, парнем из хорошей семьи, тогда он находился под следствием за свою первую закладку, которую, по сути, даже заложить не успел. Исход дела на тот момент не был известен. Теперь этот парень сидит, ему дали 10 лет. Получили ли наказание те, кто стоит за этим большим бизнесом, те, кто его вовлекал в эту сферу? Нет. Если будет введено уголовное наказание с 14 лет, то страдать будут самые незащищенные. Нужно бороться с организаторами этого по-настоящему страшного бизнеса. А с подростками, с их родителями нужно действовать в первую очередь на упреждение. Сегодня для родителей, как обухом по голове: "Как, мой сын закладчик?", "Как, ему грозит десять лет?" Нужно интересоваться своими детьми, знать, как и чем они живут, чтобы потом судьба сына или дочери не была сломана.

Как устроена схема наркосбыта?

Александр Евсеев, бывший сотрудник Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Свердловской области:

- Все зависит от масштабов "магазина". Есть точки, которые организовали всего два человека. Так, на Урале задержали участкового и следователя, которые открыли свой "магазин". Они сами все паковали, распространяли, а потом делили прибыль.

А есть большие "магазины", рассчитанные на распространение наркотиков на территории целого региона. И это уже настоящие предприятия с отлично выстроенным менеджментом, с десятками сотрудников. Со своей кадровой службой и службой безопасности.

Система управления у них строится на горизонтальной и вертикальной схемах. "Горизонталка" состоит из рядовых закладчиков, оптовиков и полуоптовиков - это те, кто рискует перевозить наркотики на машине или даже на поезде. Сюда же входят "химики", которые варят наркотики. И те, у кого есть ничем не примечательная квартира для хранения больших объемов веществ, этих людей называют "склад". А "вертикалка" выстраивается из закладчиков, их кураторов, которые выполняют роль диспетчера, далее идут те, кто поставляет им товар. Разработать "магазин" нужно время. Прикрываем один - тут же появляется другой. Как гидра.

Я проработал в наркоконтроле десять лет. И могу точно сказать, что за это время проблема стала только острее. В систему сбыта сегодня вовлечены и подростки, и пенсионеры. Самой возрастной закладчице, которая мне попалась, было 65 лет. Необходимо изменять систему работы по борьбе с наркотиками. И организационно, и главным образом технически, для чего нужна мощная IT-служба.

Подготовила Елена Мационг