Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыНовости МосквыОтдых в РоссииФутболПолитикаОтдых за границейХоккейОбществоЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытКрасотаНаука и техникаПсихологияШоу-бизнесЭкономикаВоенные новостиКомпанииТрендыИгрыАналитикаЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

"Всегда есть повод для улыбки". Литератор Любовь Сушко о любви к искусству слова, ученикам и жизни

Сегодня в проекте #встречисавтором писательница Любовь Сушко. Можно смело сказать, что она посвятила свою жизнь литературе: окончила филфак на кафедре русской литературы XIX века, преподавала в гимназии словесность и вот уже более 30 лет сама автор текстов. Автор работает в жанрах магического реализма, славянского фэнтези, альтернативной истории, а также занимается критикой и литературоведением. Её роман о М. Ю. Лермонтове "Смерть поэта - Маскарад" получил высокую оценку издателей. В интервью "Омск Здесь" Любовь Сушко рассказала, как детективы для одноклассников привели её в мир писательства, что ей подарили годы учёбы и работы учителем, чем гордится и почему ушла из преподавания, а также поделилась рецептом хорошего настроения. - Любовь Николаевна, скажите, как вы выбрали литературную стезю? - И случайно выбрала, и неслучайно. Шла на юридический факультет, как многие в наше время, но, составляя расписание для студентов (помогала на приёмных экзаменах), обнаружила, что нужно будет проходить практику по судмедэкспертизе, и это стало решающим моментом: я поняла, что никогда её не пройду. Осталась только филология, любимая с детства, туда и направилась, услышав, что там были творческие объединения и прекрасные преподаватели, знала, как важно изучить и литературоведение, и творчество любимых писателей. - А кто ваши любимые писатели? - Любимые писатели - это, конечно, М. А. Булгаков. Его "Мастер и Маргарита" - роман, который я помню почти наизусть, потому что перепечатывала его на машинке (тогда не было текстов), и в нашу бытность в университете появились полные тексты книги. А среди поэтов - А. Блок - все четыре мои курсовые работы и дипломная посвящены его творчеству, и Николай Гумилёв. Вообще, поэзию Серебряного века мы хорошо знали и очень любили. - Как вы впервые почувствовали в себе страсть к писательству? Что тогда написали? - Так случилось: когда я ещё училась в школе, начала писать детективы, чтобы развлечь одноклассников, оказаться в центре внимания. Книжек тогда почти не издавалось, мы покупали их по талонам на сданную макулатуру, а читать любили. Я заметила, как мои одноклассники ждут каждую новую главу, написанную ужасным почерком в ученической тетрадке, как обсуждали дальнейшие события, строили сюжет. Стихов тогда не писала совсем, хотя читать на разных мероприятиях любила стихотворения любимых поэтов. Такой популярности больше не было никогда за все эти годы. Хотя в университете уже вышла в столичном журнале "Студенческий меридиан" моя статья "Слово об учителе", посвящённая Александру Борисовичу Мордвинову, было первое место и подарок. Но главное не это, а то, что прибегали студенты разных факультетов, спрашивали, как это я так умудрилась написать, что всех в стране обошла? А так как Александр Борисович был очень популярным и любимым преподавателем, то все радовались нашим с ним успехам. Он преподавал на кафедре лингвистики, вёл семинары по анализу поэтического текста в свободное от учёбы время, и все кто там были, а это студенты от первого до пятого курса, отлично защищали и курсовые и дипломные работы, а меня он просто спас и заставил доучиться и защитить диплом. Да и не только меня, помог он очень многим . А в эпоху работы в гимназии дети находили новые рассказы в сети и частенько срывали уроки, обсуждая то, что особенно понравилось и зацепило. Приходилось писать рассказы о поэтах, писателях серебряного века, чтобы заинтересовать, заставить читать их тексты. Потому это было всегда естественным процессом. Творчество очень помогало в тяжёлой изнурительной работе и радовало тех, кто рядом. - В вашем арсенале не только поэзия, с которой вы познакомили зрителей нашего проекта, но и разнообразная проза. Как нащупали любимые жанры? - В 1990 году в наш литературный мир вошла фантастика, и особенно любили мы фэнтези. У моих друзей было много планов издать серии о богатырях, духах и богах. Звучала песня В. Высоцкого "О несчастных лесных жителях". И первыми появились волшебные хроники о Добрыне Никитиче (этот роман и сейчас люблю больше других), Илье Муромце и Алёше Поповиче, они были сказочными, забавными, там уже были все Кикиморы, Лешие, Водяные, Змей Горыныч. Тут же появилась серия о русских князьях от Славена и Рюрика до Дмитрия Донского. Главное, что всё это было впервые, почти ничего такого не было ещё. Произведений по античным мифам было больше, но я видела, как любят читать повествования о Троянской войне, Афинах и Тезее, и родилась такая серия тоже. Ну и конечно, для своих и чужих детишек писала сказки, часто с их участием, на ночь рассказывалась новая сказка про кота Баюна, Василису Прекрасную и остальных любимых героях, в зависимости от того, с какими проблемами мы сталкивались, об этом без назидания и писала. - Эта проза была для детей. Как они её принимали? - Я бы их точно не писала, если бы не проверяла на детях в школе. Когда болели учителя и надо идти на замену, у меня всегда было в папке несколько текстов для разных классов, и приходилось рассказывать эти истории. Сразу хорошо видно, что интересно, что нет. Детей невозможно обмануть, это студенты будут сидеть и слушать то, что им говоришь, дети нет. А потом в моих классах стали ученики возмущаться, что чужие знают сказки, а они не слышали. Но здесь уже во внеурочное время приходилось читать и обсуждать тексты. Часто принимали хорошо, потому что у многих было убеждение, что писатели - это те, кто давно умерли, с живыми они просто не сталкивались, а тут вдруг кто-то и что-то сочиняет. И было два поколения моих племянников, которым досталось больше, чем другим. Кстати, пару месяцев назад появилась книга "Соня в заповедном лесу", где действует реальная Соня, ей нравится далеко не всё, но она терпит, остальным её друзьям эта книжка нравится больше. - Что для вас является ключевым моментом в создании произведения? Без чего оно не сможет состояться? - Это конечно, интересная история в первую очередь. Всегда помнила, как рассказывала свои сказки Шехерезада, которая к рассвету могла потерять голову в прямом смысле, если история не понравится. У нас всё не так сурово, но если нет такой истории от начала до конца в моём сознании, то писать бесполезно. А когда я знаю, что там будет, куда это идёт и чем закончится, тогда можно и писать, потом что-то меняется, конечно, но скелет книги есть изначально, и на него "наращивается мясо" - это любимое выражение Ксении Петровны Степановой - нашего любимого преподавателя, так она пыталась объяснить, как это делается в литературе. - Работа в школе и преподавание накладывает ответственность на вас как на автора текстов? - Конечно, я бы не смогла и не стала писать ужастики, повествования про вампиров и т. п. Я бы не стала писать романы, где все заканчивается катастрофой и безысходностью. Всего этого хватает в жизни и без меня. И главное, мои первые выпускники, у которых дети уже в старших классах учатся, они следят за тем, чтобы так называемой чернухи было как можно меньше. Получаю письма с вопросами – что творится в литературе? Почему в программе в старших классах есть роман Умберто Эко "Имя розы" - так узнаю, что же там изменилось, в нашей многострадальной школьной литературе. Приходится отвечать за составителей программы. И за свои тексты тоже, если что-то не так. Помню ночной разговор с депутатом (мы вместе учились в университете), где он с дочкой готовился к экзаменам, и был очень возмущен тем, что и как преподают, но зато в первый раз прочитал роман Достоевского, и очень он ему не понравился. - Каким для вас запомнилось время в статусе учителя? Чему сами научились, работая с формирующимися умами? - Это было почти 15 лет, большой отрезок в жизни. Было легче, чем сегодня, могу сравнивать, но и тогда ответственность была огромной. И дети были замечательными. Они, например, не понимали, почему мы работаем, не получая зарплаты (было такое время), и не было ответа на такой вопрос. Они нас многому учили: терпению, доброте, выносливости и, конечно, творческому подходу к урокам в разных классах даже одной параллели, а сочинения их на свободную тему храню до сих пор, там есть настоящие шедевры. И проблемы часто решали вместе, сообща, и на хоккейные матчи ходили, когда поняла, что их не удержать, если играет Алёша Черепанов, надо отменять все контрольные и домашние задания. - А когда занялись литературной критикой? Помогает ли осмысление произведений других авторов более критично или объективно смотреть на свои тексты? - Литературной критикой так, чтобы это было серьёзно, занялась в 2012 году, тогда в Москве появилось интернет-ТВ и передача "Вечерние стихи" с великолепным Игорем Настенко. Мне она так нравилась, что просто захотелось писать и публиковать в реальном времени статьи об очередной передаче. Заметили там, кто-то ругал, кто-то хвалил, но это было очень важно для меня самой - погрузиться в теорию литературы и применить университетские знания на практике. Критика очень помогает и в создании моих текстов, и ещё больше взглянуть на литературный процесс, на то, что творится там сегодня. Книга "Дар Демиурга" о лирике великолепного поэта И. Царёва вошла в десятку книг в 2024 году на конкурсе критиков, и эта награда была очень важна меня. Но ещё больше она порадовала всех, кто знал и любил поэта. - Какими своими работами и достижениями гордитесь больше всего? - Горжусь тем, что продержалась в гимназии 15 лет, это приличный срок, и замечательными выпускниками. Ушла из гимназии в момент, когда ввели ЕГЭ, - поняла, что в этом участвовать не стану, до сих пор мнения своего не изменила. А что касается творчества - это работа в 2013 и по сей день над литературным наследством Игоря Царёва. Когда умер поэт, был только маленький сборник его стихотворений. Сегодня, благодаря Ирине Борисовне Царёвой, есть книги его стихов, воспоминаний о нём, есть творческий конкурс "Пятая стихия" и много, много чего ещё, с радостью ей помогала во всём этом. Среди многих шорт-листов и финалов разных конкурсов был самый важный "Строфа 55", который судили омские филологи, те, с кем я не была знакома лично, и второе место именно там для меня было очень важным (2018). Люблю все свои книжки, они мне дороги, каждая по-своему, планов очень и очень много, и как-то они осуществляются, порой чудесным образом. - Вы такая весёлая и позитивная. У вас наверняка есть рецепт, как не пускать хандру и уныние в свою жизнь. Можете поделиться? - Позитив обязательно должен быть в каждом из нас, а рецепт очень прост - думать о хорошем, светлом, его достаточно в каждом человеке, событии, особенно когда тяжело и солнце спряталось за тучи. Мрака и без нас хватает. Меня всегда удивляли хмурые люди, которые не умеют улыбаться, а у нас их много, но ведь всегда есть повод для улыбки. - Сейчас вы на пенсии. Чему ещё посвящаете время, кроме текстов? - Я всегда говорила, что скучать не придётся и на пенсии. Ищу талантливых людей, которым надо помогать продвинуться в литературе, так как помогали нам наши учителя, записываю с ИИ песни на свои стихи, чтобы как-то исправить положение в шоу-бизнесе, хотя бы среди маленького круга знакомых людей, пропадаю в сети, не только на литературных сайтах, болею за "Авангард". А сколько там очень интересных людей из разных уголков страны, болеем мы за разные команды, но дружим давно. Иногда заглядываю на уроки к старым знакомым, особенно если надо поговорить о Серебряном веке и Булгакове. Вот на фестиваль "Планета Омск" заглянула и была потрясена и уровнем его, и тем, что творят ребята. Впереди 2026-й, когда Омск будет Культурной столицей, жду его и надеюсь на самое лучшее. Фото: Илья Петров