В Калининграде открывают парк "Спасенная Европа" с копиями снесенных памятников

В Калининграде в день начала Второй мировой войны (1 сентября 1939 года) торжественно с почестями открывают парк "Спасенная Европа". Здесь нашли приют копии памятников советским солдатам и генералам, освободившим мир от нацизма, которые были снесены политически ангажированными европейскими политиками. Чего они добиваются, калеча и передвигая бессловесный камень? Кому прежде всего вредят? Ведется ли учет поруганных скульптур? На эти вопросы "РГ" отвечает руководитель Национального центра исторической памяти при президенте России Елена Малышева.

В Калининграде открывают парк "Спасенная Европа" с копиями снесенных памятников
© Российская Газета

Европа борется с историей, вычеркивая из учебников события, за которые она должна быть благодарна России, снося могилы и монументы героям Второй мировой войны. Оскверненных мест множество. Ведется ли их учет?

Елена Малышева: Мы действительно наблюдаем, как сносят мемориалы, которые символизируют самые исторически важные события освобождения Европы от нацизма. И это, безусловно, политические акции. Ведь речь идет не просто о том, чтобы убрать, передвинуть или искалечить камень, а об осквернении памяти тех самых благодарных потомков, которые когда-то установили эти символы. Снос - это прежде всего удар по их памяти о миссии и роли Советского Союза в освобождении мира от нацизма. Он нацелен на то, чтобы убрать любую визуализацию, которая влияет на мировоззрение. Мне кажется, что в Европе идет борьба со своим обществом, со своей собственной исторической памятью, которая входит в противоречие с вандализмом.

Фиксируем те сносы, которые имели наибольший общественный резонанс. По сути, эти демарши и были совершены в расчете на привлечение внимания публики. Такой документальный учет снесенных мемориалов основывается на материалах средств массовой информации. Он пока не имеет государственного формата. Реестр - это общественная инициатива, в том числе и Национального центра исторической памяти, он и лег в основу создаваемого парка "Спасенная Европа".

Потомки победителей замечают агрессию по отношению даже к небольшим памятным местам. Например, в Бресте есть мемориальный комплекс, где собраны копии снесенных памятников воинам-освободителям более локального характера. Но именно они во всей своей совокупности и показывают, в каком состоянии сегодня находится историческая память за рубежом.

Реестр снесенных памятников - это не просто перечень на бумаге. Это места памяти, которые имеют не только географическую привязку, но и мировоззренческие акценты. Именно они формируют восприятие прошлого, настоящего и будущего.

В качестве вандалов часто выступают мэрии европейских городов, граждане другого государства. Как мы можем этому противостоять?

Елена Малышева: Прежде всего, сохраняя среди собственной общественности объективную память о нашей освободительной миссии и о том, как встречала Красную Армию Европа. На фоне реальных мест памяти это будет аргументированной мировоззренческой позицией российского общества.

Большинство снесенных Европой памятников - отражение эпохи и мастерства советского монументализма. Они связаны еще и с конкретными личностями скульпторов, архитекторов. И об этом тоже нужно напоминать западному обществу, которое, в общем-то, не делало запроса сносить произведения искусства. А народную и научную дипломатию никто не отменял.

Как историк я знаю, что время все расставляет по своим местам. Нам только нужно не ограничиваться констатацией "мы вас освободили", а детализировать - от чего, обосновывая каждую свою фразу и аргументируя каждую свою позицию. От концлагерей, геноцида, рабства.

Среди монументов парка "Спасенная Европа" есть особенно значимые для нашей исторической памяти. Например, памятник Ивану Коневу, который демонтировала мэрия Праги, связав это с участием генерала в подавлении венгерского восстания и "Пражской весны". Но этим ли известен маршал Победы?

Елена Малышева: А я бы спросила у мэрии, что стало поводом для установления памятника? Не за освобождение ли Чехословакии были благодарны маршалу жители Праги, все чехословацкое общество? Почитайте, о чем писали местные периодические издания 9 мая 1980 года. Разве не о том, что маршал Конев и 1-й Украинский фронт Красной Армии спасли Прагу от разрушения нацистами во время Пражского восстания? И недаром он изображен с букетом цветов. Готовясь к открытию парка исторических миниатюр "Спасенная Европа", Национальный центр исторической памяти копнул еще глубже - в 40-е годы минувшего века, поднял огромный объем исторических источников. Буквально все местные газеты пестрили выражением благодарности и инициативой поставить памятник.

А потом вмешалась политика. Давайте посмотрим, когда это произошло? Когда начался распадаться социалистический блок и поднялась антисоветская кампания. Нужно было найти аргументы, которые бы не сближали, а разъединяли народы. Вот именно тогда и вспомнили об участии маршала в действиях, о которых вы сказали. Это попытка придумать ту самую причину, которая в контексте существующих сейчас западных нарративов стала бы основанием для демонтажа памятника. Был найден явно политизированный искусственный аргумент, который подсунули обществу. Ведь оспорить заслуги Ивана Конева во время Великой Отечественной войны невозможно.

Бандеровцы, убив освобождавшего Киев Николая Ватутина, добрались и до его памятника. Чем обязаны этому советскому генералу жители бывшей столицы УССР?

Елена Малышева: Тем, что они не были уничтожены в лагерях или расстреляны, как в Бабьем Яру. А после войны смогли продолжить начатое довоенное развитие республики. Тем, что они родились и смогли родить своих детей. Напомню, в планах, которые вынашивали нацисты на весь Советский Союз с Украинской ССР и Киевом, была колонизация и угон в рабство. К сожалению, в силу существующих сейчас объективных причин проект "Без срока давности" может осуществляться только на территории Российской Федерации и Республики Беларусь. Он вскрыл реально существовавшую нацистскую политику, которая была направлена на уничтожение мирного населения. В отношении УССР мы можем вести работу лишь на территориях Донецка, Запорожья, Херсона. Но даже эти данные говорят о том, что известные в советское время цифры уничтоженных мирных жителей занижены. Их было гораздо больше. Мне кажется, что те, кто сносил памятник генералу Ватутину, не в полной мере осознают, что было уготовано их предкам.

Почему парк, где будут располагаться копии снесенных памятников, называется "Спасенная Европа"? Какой сигнал тем, кто не хочет быть благодарным, заложен в этом названии?

Елена Малышева: Сегодня Европа сможет спастись от того, что когда-то привело ко Второй мировой войне и миллионным жертвам, только через бережное отношение к памяти и понимание исторической правды. Этот парк создан не только для нас, но и для западного общества. В основе проекта лежит карта Европы с памятными местами, где снесены памятники, с интерактивными информационными материалами.

Вы не пытались собрать в парке не копии, а оригиналы?

Елена Малышева: Это непросто. Например, Россия и семья маршала Конева обращалась в Чехию с просьбой забрать памятник, но получила отказ с объяснением, что "это чешский памятник, который принадлежит пражской администрации". Во-вторых, некоторые скульптуры получили во время сноса сильные повреждения, что не позволяет их восстановить. В парке "Спасенная Европа" размещены исторические миниатюры в комплексе с архитектурным решением. По сути, это единственный на сегодня такой пример.

Почему для парка выбрали Калининград?

Елена Малышева: Да, это решение символично. Калининград - западный форпост России, во время Великой Отечественной войны - Кенигсберг в Восточной Пруссии. В годы Третьего Рейха - территория нацизма во всех его страшных проявлениях. Это концлагеря и пересыльные лагеря, работорговля. Врата в ад. Сюда сгоняли наших людей из России, а также Белоруссии и Украины. Отсюда же началось освобождение Европы. Парк, по сути, такое напоминание о трагической истории этого континента под игом нацизма. И одновременно это про жизнь, мир и развитие, которые принесла европейцам Красная Армия. А еще это память о благодарных потомках, воздвигших эти монументы в знак признательности. Таким образом мы оказываемся в освобожденной и благодарной своим освободителям Европе.