Художник Николай Андронов, чей музей откроют в Ферапонтове, сохранял традиции Дионисия
Эксперты отмечают возросший интерес к Русскому Северу среди исследователей и творцов, подтверждают это и выставки, что открываются в музеях страны. Так, на днях в Пушкинском презентовали проект "Курс на Север", рассказывающий "о том, как на протяжении столетий человек прокладывал путь в terra incognita и как суровые земли формировали его мировоззрение".
В экспозиции работы творцов, начиная с 18 века.
А что на самом Севере? Там от тенденций столиц стараются не отставать, и заполняют интерес к своей земле все новыми выставками и даже музеями.
Не успели в Ферапонтово, что под Вологдой, открыть Музей Виктора Казарина, московского художника-экспрессиониста, который более 30 лет своей жизни посвятил Северу, как теперь там же, в выставочном зале Кирилло-Белозерского музея-заповедника, представили выставку "Николай Андронов. Живопись. Графика", посвященную еще одному мастеру, отдавшему Северу лучшие годы своей жизни.
"Эту выставку я рассматриваю, как заявку на создание музея Николая Ивановича Андронова", - сказал на вернисаже генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов.

По рассказам наследницы художника Марии Николаевны Андроновой, отец приезжал в Ферапонтово из Москвы в конце августа и всегда останавливался у одной и той же хозяйки, дом которой впоследствии выкупил и устроил там мастерскую, а возвращался в столицу к 28 декабря - Дню рождения супруги - Наталии Алексеевны Егоршиной, тоже художницы.
"В работе отец использовал ферапонтовские земли - это минеральные глины и камушки, которые он находил на берегу Бородаевского озера, где расположен Ферапонтов монастырь. По преданию, их брал Дионисий, когда расписывал храм Рождества Богородицы, - рассказывает Мария Андронова. - И, когда химики стали исследовать эти земли, действительно, обнаружили там уникальные пигменты, которые дают свечение".
Собранные камни художник отправлял посылкой в Москву, а здесь, в мастерской, перетирал их в порошок в чугунной краскотерке начала ХХ века. Полученный состав Николай Андронов сначала добавлял в живопись на бумаге, потом - в масло, прямо на палитру, а позже - в грунт.

"На представленных на выставке работах видно, что грунты разные - есть розоватые, есть сероватые. Если присмотреться к картинам, можно увидеть, как просвечивает цветной грунт. - Подчеркивают в музее-заповеднике. - Ферапонтовские земли дают особое свечение всему колориту картины. Отдельный раздел Музея Николая Андронова будет посвящен этому феномену".
Также родственники художника пообещали передать в будущий музей графические работы, фотографии, письма, архивные документы и личные предметы.
По планам монтаж Музея Николая Андронова начнется уже следующим летом.
Прямая речь
Марина Серебрякова, лауреат Государственной премии России "За многолетнюю работу по изучению, сохранению и реставрации ансамбля монументальных росписей Дионисия собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря":
"Когда над нашей страной сгущались темные тучи, были люди, которые несмотря ни на что воспевали свою Родину. Таким художником был Николай Иванович Андронов. Он участвовал в пробивании дороги к истинам нашего Отечества, к стенописи Дионисия, которым нам очень многое дано. Фрески Дионисия для Андронова были тем источником живоносной воды, которой обещал Господь всем его ученикам. Получается, что эта жизненная сила, эта правда, несмотря ни на что проявляется во всех его работах. Строго. Чётко. Ясно.
Николай Андронов принимал большое участие в становлении Музея фресок Дионисия и заложил множество камней в его фундамент.
Спасибо замечательному русскому мудрецу, советскому интеллигенту, который очень скромно, но достойно прожил свою жизнь. Общение с ним мы сможем продолжить через его картины".