Искусство делать деньги - не всегда и не только об Остапах Бендерах всех времен и сословий. Чеканить деньги - вот подлинное искусство. В Российской империи лучше всех им владели екатеринбуржцы. Об этом рассказывает выставка "Делать деньги. История Екатеринбургского монетного двора", открывшаяся на Плотинке.
Если в год 300-летия Екатеринбурга горожане отмечали, по сути, юбилей крупнейшего в России железоделательного завода, то в 2025-м - такая же круглая дата у местного Монетного двора. Он был открыт стараниями одного из отцов-основателей современной столицы Среднего Урала де Геннина и высочайшим повелением Петра I.
Первая продукция завода - платы: прямоугольные монеты, представляющие собой медные плитки, проштампованные государственным гербом и напоминающие погашенные письма. Платы служили региональной валютой, уже тогда подчеркивая особость Екатеринбурга как "железного" центра России, ядра ее горнозаводской цивилизации. Кстати, они напоминали "уральские франки" 90-х годов XX столетия.
А 290 лет назад в Екатеринбурге организовали чеканку медных монет: бурно развивавшаяся промышленность остро нуждалась в финансировании. Процесс запустили благодаря активности другого основателя города - Татищева, который до отъезда на Урал служил на Московском монетном дворе.
История одного из первых градообразующих предприятий Екатеринбурга (так остроумно окрестили Монетный двор присутствовавшие на открытии) на выставке отражена красочно и подробно. Мы лишь отметим: со временем и этот завод стал мощнейшим в стране: у екатеринбуржцев, что ни возьми, все должно быть "самое".
Как Петербург начался с Петропавловской крепости, так Екатеринбургский монетный двор был центром, откуда город расширялся в разные стороны. При Николае I прошла капитальная перестройка зданий двора и обновление технической начинки. Корпуса, возведенные по проекту архитектора Малахова, руского Трезини, Растрелли и Монферрана, простояли более века. И то, что сейчас называется Плотинкой, оказывается, целую эпоху именовалось Монеткой.
В 1876 году Екатеринбургский монетный двор прекратил свое существование, произведя более чем за полтора века монеты 482-х образцов. С меткой "Е.М." чеканилось до 80 процентов российских медных дензнаков. Другими словами, екатеринбургская продукция побывала в руках каждого жителя необъятной империи. А спустя почти сто лет, в 1962-м, здания двора одним махом взорвали ради создания Исторического сквера. На выставке запечатлен этот горький для историков и археологов момент. Свердловские ученые успели спасти от гибели лишь несколько строений. В одном из них сейчас - Музей архитектуры и дизайна, где и расположилась выставка.
Войдя под таинственные своды фабричной кладовой, будто попадаешь в хранилище старого банка: монеты, сопровождавшие наших предков со времен Екатерины I, Татищева и де Геннина, завораживают разнообразием и уникальностью. Впервые на всеобщее обозрение выставлены карты Монетного двора, а инженерно-техническая графика позволяет воссоздать очертания утраченного исторического объекта.
- В городской топонимике о нем не осталось напоминаний - ни таблички, ни памятника. Наша задача - восстановить историческую справедливость, память о Монетном дворе как о месте, священном для нашей горнозаводской цивилизации, ее сердцевине. В планах - создать музей монетного дела с реконструкцией Монетного двора и элементов производства, - рассказывает куратор выставки Евгений Бурденков.
А директор Музея истории Екатеринбурга Игорь Пушкарев добавляет:
- У кого-то есть Мона Лиза, а у нас - Монетный двор. Именно он способен стать главным магнитом, притягивающим туристов.