Секрет ректора МГИМО - как всегда, оставаться современником

С Анатолием Васильевичем Торкуновым меня познакомила Галина Борисовна Волчек во второй половине 1980-х годов, вскоре после его возвращения из США, где он три года прослужил в Вашингтоне. Наша встреча проходила солнечным, но совсем нежарким днем на открытой террасе посольства ФРГ, где был прием по поводу нового витка театральных обменов между Западной Германией и Советским Союзом. Поэтому мы положительно оценили способность друг друга согреваться с помощью верно выбранных напитков, что во многом по сей день укрепляет нашу многолетнюю дружбу.

Секрет ректора МГИМО - как всегда, оставаться современником
© Российская Газета

Волчек представила Анатолия Васильевича, назвав моего нового собеседника поклонником театра "Современник". Он, в ту пору еще декан факультета международных отношений МГИМО, производил впечатление искушенного знатока театральной жизни. Да и сам он был в высшей степени артистичен, чем не мог не привлекать внимания окружающих. Мне, служащему в редакции журнала "Театр", заведении в высшей степени демократическом, МГИМО казался недоступной для посторонних аристократической цитаделью. Поэтому разговор шел по преимуществу о московских и ленинградских премьерах, с отдельными комплиментами в адрес Галины Борисовны и ее постановок, - это была совершенно необременительная плата за наше знакомство, мы относились к ней с искренним восхищением. Именно тогда обратил внимание на одну в высшей степени привлекательную черту своего нового знакомого - обладая хорошо поставленным бархатным голосом, прекрасной русской речью, он был искренне внимателен к собеседнику.

Не знаю, учили ли его этому в институте, было ли это благоприобретенным или врожденным качеством, но Анатолий Васильевич вовлекал тебя в "малый круг внимания" - так К. С. Станиславский определял пространство сосредоточенности на себе и на партнере, находящемся на расстоянии вытянутой руки. Попросту говоря, избавляясь от театральной премудрости, Анатолий Васильевич был предельно сосредоточен на том, что ему говорили, а не только на том, что говорил он сам. Но все же еще раз не удержусь от профессиональной методологии - К. С. Станиславский всегда напоминал актерам, что, выходя на сцену, они должны думать не о себе, а о своем партнере, должны раствориться в нем. Далеко не все актеры, как и прочие граждане, обладают этим умением. А Торкунову не надо было ему учиться, он лишь огранял свой природный дар. С годами понял, что эмпатия на дипломатических подмостках не менее важна, чем на театральной сцене. Равно как и в занятиях исторической наукой.

Нужно было обладать талантом понимания других, огромным терпением, неординарной усидчивостью, чтобы погрузиться в тайны корейского языка, корейской истории и культуры. Чтобы посвятить значительную часть жизни постижению рукотворной трагедии, разделившей народ на два враждующих между собой государства.

Одна из книг Торкунова, посвященная природе этого противостояния, называется "Загадочная война: корейский конфликт 1950 - 1953 годов". В ней, как и в других его исследованиях, обнаруживаешь удивительное умение автора не только работать с архивными документами, - а ему удалось получить доступ к засекреченным до этого материалам, - но и дар раскрытия глубинных мотивов противоборствующих сторон. Умение из конкретных деталей прошедшего времени сложить целостную картину исторических событий.

Это книга, которая признана классикой современного корееведения и переведена на множество языков, написана вовсе не отстраненно. Академическая объективность не исключает понимания тех человеческих страстей, которые скрываются за сухими строками партийных и государственных документов, донесениями военных и представителей спецслужб. Торкунов обладает чудесным даром слышать голоса прошлого в их человеческом и планетарном звучании, соотнося частные подробности с большими линиями исторического развития. Неслучайно одна из его сравнительно недавних работ называется "Глобализация: человеческое измерение". Взаимосвязанность человечества для него очевидна.

Поэтому, когда он вместе с В. В. Дегоевым обращается к истории России, воссоздавая монументальную картину формирования национальной государственности, уникальной страны-цивилизации, сильной своей суверенностью, - синхронный контекст мировой политики добавляет существенный объем этому увлекательному повествованию.

Среди его публикаций особое место занимают учебные пособия и учебники. Но его невозможно назвать ментором. Ему чужда дидактика, хотя без малого полвека он преподает в своей alma mater. МГИМО, куда он пришел студентом в 1967 году, притянул его навсегда. Сколько раз ему делали заманчивые предложения, от которых, казалось, было невозможно отказаться. Но он проявлял все свои дипломатические таланты, чтобы никого не обидеть своим уверенным "нет".

С 1992 года и по сей день Анатолий Васильевич ректорствует в МГИМО, чутко анализируя вызовы времени, расширяя учебные программы, открывая новые научно-образовательные центры. Современная международная жизнь охватывает широкий круг междисциплинарных областей - от энергетики и экологии до искусственного интеллекта и биотехнологий. И все это помимо обучения тому традиционному искусству вести переговоры, во время которых нужно не только внятно изложить свою позицию, но и добиться того, чтобы тебя услышали. Этим мастерством Анатолий Торкунов владеет сполна.

Его невозможно назвать ментором. Ему чужда дидактика, хотя без малого полвека он преподает в своей alma mater. МГИМО, куда он пришел студентом в 1967 году, притянул его навсегда

Ему приходилось не только возглавлять разного рода гражданские форумы, но и заниматься обсуждением трудных, десятилетиями не решаемых вопросов двусторонних отношений.

Анатолий Васильевич - гений дружбы. Знаю это не понаслышке. Всякий раз, когда меня выгоняли с очередной руководящей должности, он звонил одним из первых и предлагал работу проректором. Но самое главное, что он с тем же душевным участием относится к своим студентам. И потому в МИД его часто называют "отцом наших детей".

Ну а кто же еще?

Слово ректора

В будущем навыкам ИТ должны обучиться все без исключения студенты МГИМО. Сегодня профессионал должен быть универсальным. Пусть он не будет тонким и глубоким специалистом в той или иной области, но он должен понимать и чувствовать, что важного для современности и будущего несет то или иное явление в науке, технологиях.

Что меня беспокоит? Я общаюсь с родителями абитуриентов, и они практически в один голос говорят: в 11-м классе все перестают работать по школьной программе. Каждый занимается только предметами, которые необходимы для поступления в вуз. Но мое глубочайшее убеждение - в какой бы ты вуз ни поступал, очень важно иметь универсальную базу, чтобы приспособить свои знания к реалиям, которые определяют рынок труда, и стать востребованным специалистом. В любом случае сфокусироваться на 2-3 предметах невозможно, потому что значительный объем необходимых знаний меняется каждые пять лет. Человек должен учиться всегда.

Мы всегда готовили наших студентов на основе принципов полицентричности, равноправия членов мирового сообщества, уважения к суверенитету государств.

Международные отношения, в их традиционном, "мгимовском" понимании, не сводятся к дипломатии или внешней политике.

Международные отношения представляют собой весь комплекс связей, контактов, процессов, протекающих на международной арене.

От редакции

"Российская газета", вместе с которой МГИМО уже 14-й год проводит олимпиаду для школьников по профилю "гуманитарные и социальные науки", шлет Анатолию Васильевичу теплый юбилейный привет.