Куда приводят кумиры? Каким получился "Дядя Ваня" в атмосфере гаражной "антиромантики"
В "Пятом театре" показали чеховского "Дядю Ваню" с намёком на оптимизм. "Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. Всё-таки лучше, чем ничего". А. Чехов "Дядя Ваня" В атмосфере обволакивающего одиночества, где хрупкий юмор вплетён в декорации 1990-х, в "Пятом театре" развернулась трёхчасовая драма об упущенных возможностях и самопожертвовании. Премьера спектакля по пьесе Антона Чехова "Дядя Ваня" (16+) состоялась 21 августа, а поставил его режиссёр из Санкт-Петербурга Анатолий Праудин, уже не раз работавший с омским театром. Редакция "Омск Здесь" побывала на показе и готова рассказать, как тягучее повествование, где никто из героев не принадлежит себе в полной мере, заставляет задуматься о том, к чему может привести безоговорочная верность. Захламлённый гараж, где ещё видны атрибуты советского времени. Следы увядания на каждом шагу: полуразвалившиеся деревянные колонны, покрышки, огромный пень, заменивший полусонным хозяевам усадьбы обеденный стол, и ретроавтомобиль, от которого остался лишь каркас. Почётное место на сцене отдано аккуратно струганному резному балкону - остатку аристократизма. В этой атмосфере неуюта и существуют персонажи Чехова. Они маются без дела, разъедая себя вопросом: как так вышло, что никто из них не знает счастья? Главный герой - Иван Петрович Войницкий (Борис Косицын) положил жизнь на благо имения профессора Серебрякова (Сергей Худобенко), восхищался его статьями об искусстве. И вот теперь у Войницкого - седина в волосах, нет ни жены, ни детей, ни собственного дома. И вместе со старостью к нему приходит осознание, что у Серебрякова был только один талант - делать людей покорными, сохраняя при этом иллюзию благородного и честного человека. - Никто не знает, отчего дядя Ваня вдруг переменил своё отношение к Серебрякову. Многие пишут, что он банально стал завидовать. Кто-то говорит о том, что когда Серебряков ушёл в отставку, то потерял свою известность, и дядя Ваня разочаровался в нём. Мы придумали свою версию, но говорить о ней нельзя - её надо чувствовать. Главное, что зритель придёт и поймёт, что с дядей Ваней что-то случилось. Ведь все говорят о нём как о хорошем, трудолюбивом человеке. Ещё год назад он был замечательным человеком, и вдруг стал изнутри разрушаться, - говорит о своём персонаже Заслуженный деятель культуры Омской области Борис Косицын. Дядя Ваня приходит к мысли о том, что у него и не было своей жизни, потому что всё своё время он отдал "обожаемому" Серебрякову. В интерпретации "Пятого театра" профессор в белоснежном костюме нарочито эгоистичен, а его манипуляции настолько парадоксально естественны, что даже смешны. Казалось бы, людям в его доме ничего не мешает их проигнорировать, однако в поклонении, граничащим с раздражением, они безропотно внимают всем прихотям хозяина как будто по привычке. И лишь дядя Ваня внушает профессору некое подобие страха. Наверняка, Серебряков начал понимать, что в его бывшем ученике пробудилось что-то такое, что способно низвести его с Олимпа. Но поможет ли самому чеховскому дядя Ване в этом его грустная ирония и напускная живость и сделает ли это героя счастливым? Сценография спектакля, созданная Владимиром Кравцевым, вторя растянутому чеховскому повествованию, отражает мысль о ненужности и неудовлетворённости не только жизнью, но и самими собой. Кажется, что никто из героев по-настоящему не привязан друг к другу, все они охвачены одиночеством и угнетающим смирением, способным довести человека до самых страшных мыслей: убийстве и самоубийстве. Однако негаснущий фонарь на вершине балкона словно отражает застывшую в воздухе мысль Чехова: никто не может гарантировать людям счастье на земле, но всегда есть надежда на него, а человек в большой доле - сам вершитель своего счастья. Просто нужно понять, в чём оно настоящее. И можно сказать с уверенностью, что дорога к пониманию своего счастья, по Чехову, лежит через прощение, искупление и веру. Но всегда ли через перемены? - Войницкому откуда-то сверху, как провидение, пришёл сигнал, и он переменился. Я надеюсь, что и его дальнейшая жизнь тоже будет нормальной, - прокомментировал "Омск Здесь" Борис Косицын. Первой к этой мысли приходит дочь профессора Серебрякова Соня (Елизавета Кухтина). Она выбрала в кумиры не отца - Соня беззаветно предана доктору Астрову (Евгений Точилов). Это меланхоличный доктор, мечта деревенской девушки, страдающей от отсутствия активной жизни. Однако Елизавета Кухтина уверена, что её героиня влюблена по-настоящему, но у неё не хватает духа поверить, в то, что её чувства могут быть безответны. От этого девушка погружается в глубокое уныние. Однако приняв правду, Соня открывает в себе способность надеяться, скромно мечтать и вновь работать, и даже принимает знаки внимания от рабочего Ефима (Павел Зубенко). - Соня приходит к истине через определённые внутренние испытания и страдания. Большую часть времени она поглощена своими мыслями, безответными чувствами к Астрову. Но в какой-то момент она, мне кажется, понимает, что всем тяжело, и у неё нет выбора. Она всё равно должна работать для себя и для других. И она не впадает в отрицание случившихся событий, своего горя, она приняла всё так, как есть. Девушка осознаёт, что единственный выход для неё - это принятие и вера, - рассказала о своей героине "Омск Здесь" Елизавета Кухтина. Анатолий Праудин при этом экспериментирует с гиперболизацией: иногда привычки и характеры героев пьесы он рисует крупными мазками, а где-то лишь намекает на то, что гложет их изнутри. Например, через опавшие с саженца доктора Астрова листья или проекцию леса, появляющуюся тогда, когда герои делают неуверенную попытку мечтать и начинают видеть дальше собственного носа. В "Дяде Ване" каждый герой мучается от усталости и ненужности. Доктор Астров - страдающий "философ", которому никто не нужен, да и сам он себе не особо нужен, однако не лишён Астров и высокомерия. Он любит лес, не ест мясо, постоянно спорит сам с собой о поиске своего предназначения, но ещё будто бы не осознал целесообразности своего уныния. И душит свою скуку в выпивке на пару с дядей Ваней. Молодая жена профессора Елена Андреевна (Алёна Федорова) - красавица, раздражённая и уставшая от себя и мужа. Она хотела быть любящей женой, а стала нянькой без перспектив. А мать Войницкого (Анастасия Лукина) вскрикивает в ужасе при одном лишь появлении профессора, но сама она давно никому не интересна. Телегин Илья Ильич (Василий Кондрашин), позволяя бывшей жене помыкать собой, видит в этом своё великодушие, назывет себя гордым человеком и боится признаться себе в слабохарактерности. Лишь старая няня Марина (Елена Заиграева), наблюдающая за всеми из уголка с кипящим самоваром, всё молча понимает и не ропщет, а просто живёт. Она работает в меру сил и любит всех, кто с ней рядом, не судя ни других, ни себя. И кажется, что из этого сонного царства нет выхода, однако Чехов никогда не даёт зрителю чёткое направление мысли. Он лишь предоставляет смешанное чувство, ведущее к пониманию себя самого. - Мне кажется, как раз-таки в конце все герои остаются счастливыми. В нашей версии спектакля всё-таки у них есть надежда и свет. Это счастье кроется в принятии своей судьбы, в принятии того, что тебе дано свыше и во внутренней вере, - говорит актриса "Пятого театра" Елизавета Кухтина. Фото: Анна Шестакова