Юрий: Не люблю, когда меня жалеют

Юрий: Не люблю, когда меня жалеют
© Российская Газета

38-летний Юрий Алифанов из Донецка до трагических событий на Донбассе был учителем английского языка и отслужил срочником в элитном подразделении "Тигр". Война обернулась для молодого человека семейной трагедией. Из-за обстрелов ВСУ его беременная жена потеряла ребенка.

Юрий пошел в ополчение с началом военных действий в регионе. Был рядовым, замкомандира роты, командиром взвода, начальником штаба батальона. Обучал бойцов военной тактике, оказанию медицинской помощи. Получив весной 2022 года осколочное ранение при штурме Мариуполя, попал в госпиталь и после лечения на службу уже не вернулся.

После возвращения с СВО Юрия пригласили на работу в Фонд "Защитники Отечества", где он собственным примером вдохновляет подопечных - бывших бойцов, ставших инвалидами - не унывать, жить полной жизнью, заниматься спортом. Ветеран боевых действий любит общаться с детьми и учит их патриотизму. Будучи героем на фронте, Юрий совершил подвиг и в обычной, мирной жизни: спас от смерти попавшую под обстрел жительницу Донецка.

"Я - за русское мышление"

Окончив Горловский государственный педагогический институт иностранных языков, Юрий преподавал в школе в своем родном районе Донецка английский. Потом отслужил срочную в Крыму - в спецподразделении "Тигр", где получил хорошую военную подготовку, в том числе по медицине, что очень пригодилось во время военных действий на Донбассе и на СВО. В 2014 году, когда украинские нацисты стали обстреливать Донецк, во время очередной воздушной атаки на город, супруга Юрия в результате стресса потеряла ребенка, что стало еще одной причиной, по которой парень пошел воевать.

В ополчение он попал с первых дней конфликта, начинал рядовым.

- Шли воевать за идею. Она очень сильная была и сейчас такой остается. Надеюсь, ребята духом не падают. Это идея Русского мира. Нам навязывали буржуазное мировоззрение, те же ЛГБТ (пропаганда запрещена на территории РФ. - прим. "РГ"), в том числе по телевизору. В результате человек становится овощем, у него нет традиционных национальных ценностей. Я за русское мышление. На Украине в 1990-х годах, когда мы учились в школе, даже в учебниках было написано, что страна делится на две части - западную и восточную. Восточная Украина и Россия - один народ: русские, - говорит ветеран.

В 2015 году перед штурмом Марьинки - одним из самых ожесточенных сражений в том году - Юрию пригодилось знание английского. Его подразделение разведки было многонациональным.

- Там были одни иностранцы: поляк, американец, три француза, болгарин, которые общались только на английском языке. Я переводил все, что они говорят. Кроме меня их никто не понимал, - вспоминает Юрий.

После штурма Марьинки участники боев сформировали добровольческий батальон "Чебурашка", где парень продолжил службу. Основными движущими идеями бойцов были справедливость и вера в победу. Ведь и всеми любимый герой советского мультфильма всегда был за правду. Вот и шахтеры Донбасса, основавшие батальон, не захотели, чтобы враг топтал и уничтожал их родную землю. Сначала Юрий был командиром отделения, потом командиром взвода.

За плечами - тяжелые бои в Новоазовске, Коминтерново, где каждый показывал, на что способен как человек и как воин. Показателен такой случай.

- Под Новоазовском экипажи двух наших БМП заблудились. Нас вызвали на помощь выручать пацанов. Они встали в боевой порядок и вели круговую оборону. Мы ворвались целым батальоном, крепко приложили противника, он от страха убежал. Вытащили своих. С тех пор село Коминтерново - наше. Приехал батя Захарченко (Александр Захарченко был избран главой ДНР в 2014 году, в 2018 году убит. - прим. "РГ") - простой мужик. Привез тушенку, ножом сам открыл: ребята, ешьте, что хотите, подходите, - продолжает Алифанов.

Потом Юрий попал в самое пекло - на авдеевское направление, в промзону. В марте 2016 вернулся с фронта домой, а в феврале 2022 года его призвали на СВО.

Герой был командиром отделения, взвода, начальником штаба батальона. Он обучал личный состав военной тактике, топографии, ориентированию на местности, оказанию медицинской помощи. Через три дня после призыва на СВО штурмовал Мариуполь. За проспектом Мира получил осколочное ранение бедра. Хорошо, что рядом оказались свои, сослуживцы вынесли его с поля боя. Юрия отправили в госпиталь, а после выписки он был комиссован.

Сильные ощущения

Сначала Юрий был подопечным Фонда "Защитники Отечества", потом ему предложили работать в нем - помогать таким же, как он сам, ветеранам.

Когда Алифанов встал на учет в Фонд, по его словам, организация только начала набирать обороты в Донецке.

- О Фонде здесь мало кто знал. Тогда все ребята мобилизованные просили помощи хоть от кого-то, хоть какую-то бумажку, никто не понимал, куда обращаться. ДНР только стала частью Российской Федерации. Поначалу отношение к Фонду было настороженное - думали, просто какие-то волонтеры. Сейчас мнение сильно поменялось. Нас слышат, мы доносим информацию о наших подопечных напрямую в Москву. Проблемы решаются, пусть иногда и не сразу, на большом уровне нас слышат. Поверьте, это важно.

Юрий уже около двух лет работает в Фонде "Защитники Отечества" в Донецке и учит, как до войны, детей английскому. Ему очень нравится заниматься с детворой.

- Ко мне обращаются родители, которые не в состоянии оплачивать дорогих репетиторов. Занимаюсь за символическую плату. Для души, - пояснил он.

Юрий занимается спортом, причем ходит в спортзал вместе со своими подопечными по Фонду, стимулирует их заниматься, не обращая внимания на инвалидность или отсутствие конечности.

Герой вообще не пьет - дал зарок в 2014 году, что ни капли спиртного, пока не победим. Благодаря работе его жизнь наполнена интересными событиями.

Больше всего за последнее время Алифанова поразила поездка в Мариуполь, где собирались все социальные координаторы Фонда "Защитники Отечества" Донецкой Народной Республики и руководители организации из Москвы.

- Там состоялось большое значимое мероприятие, были разные интересные люди, с ними можно было напрямую пообщаться, задать наболевшие вопросы не от себя, а от подопечных, - рассказал Алифанов.

Ветеран признается, что, работая в Фонде "Защитники Отечества", чувствует себя на своем месте.

- Когда мне в первый раз удалось помочь человеку получить удостоверение ветерана боевых действий, у меня была эйфория, получилось! Такое сильное ощущение было, что ты, даже будучи инвалидом, приносишь пользу людям и очень большую. Поверьте, очень большую, тогда у них не теряется чувство патриотизма, долга. Они не чувствуют себя брошенными, это круто. Дает стимул, радость, наподобие той, которая появляется, когда я занимаюсь с ребятами, своими учениками, английским. Практически то же самое ощущение, они нуждаются в помощи, и ты им даешь знания. И ветераны просят помощь, и ты даешь знания.

Первым подопечным Юрия стал его сослуживец Виктор Коренев - отец пятерых детей, у которого после службы отказала рука.

- Я старше Юры на 20 лет, но сразу понял, что это Человек с большой буквы, что ощущается на интуитивном уровне. Мы с ним были вместе в Авдеевке, ходили в разведку. Одно время я у него был командиром, потом он стал моим командиром. Он инициативный. Он уже в 2014 году продемонстрировал и доказал свою большую любовь к Родине, хотя тогда был еще совсем молодым человеком. Сначала я был примером для него, потом он стал примером для меня. Он мне во многом помог, поднял меня на ноги в прямом и переносном смыслах.

Виктор тоже благодарен бывшему сослуживцу.

-Я пережил инсульт и уже не мог ходить. Юра меня привез в Фонд "Защитники Отечества", оформил все документы, льготы сейчас получаю как инвалид. Мы с ним разговариваем, советуемся. Сейчас и он меня поддерживает и помогает, и весь его коллектив. Такие люди на вес золота, - считает ветеран СВО Виктор Коренев.

Для Юрия Алифанова сейчас смысл жизни - помочь бывшим бойцам, тем более что некоторых из них нужно вытаскивать из эмоциональной и душевной трясины, в которую они окунулись после войны. Ведь когда ребята возвращаются, у них возможны разные негативные ситуации - распад семьи, пьянство, игромания.

- Когда человек приходит с войны, он другой. Не все могут справиться с тараканами в своей голове. Мы помогаем бойцам справляться, адаптироваться к мирной жизни.

Помогаем найти работу, оформить необходимые документы.

Юрий старается так общаться с подопечными, чтобы они не чувствовали себя в чем-то обделенными или несчастными, никогда не показывает жалости к тем, кто стал инвалидом.

- После войны я стал жестче к себе, поумнел. Не люблю, когда жалеют, и не люблю сам испытывать жалость. Это самое низкое, когда ветеран жалеет себя или ведет себя так, чтобы его пожалели другие. Не жалею, даже если подопечный - инвалид, наоборот, отношусь к нему как к здоровому человеку. Допустим, забываю, что у него нет руки или ноги. Чтобы он психологически вернулся в то время, когда был полностью здоров. Я их заставляю почувствовать себя нормальными, полноценными, думать позитивно, строить планы на жизнь и стремится их осуществить.

Иногда хочется вернуться к своим на фронт, признается герой.

- Недавно ребята рассказывали, как населенный пункт взяли без убитых.

Ворвались и забрали практически весь поселок, очень здорово, обычно всегда бывают потери. Когда такие истории слышу, всегда хочется вернуться. Но понимаешь, что с пацанами уже не сможешь бегать и делать то, что раньше делал, а в штабе сидеть и пузо себе отъедать не хочется. Здесь намного больше пользы принесу, - уверен герой.

Но война напоминает о себе Юрию даже в мирной жизни. Недавно он спас женщину после обстрела. Приехал на работу, и, слава Богу, опоздал на несколько минут. Возле здания отделения Фонда "Защитники Отечества" попал под обстрел гражданский автомобиль, на котором приехал бывший боец становиться на учет. Его супруга получила сквозное ранение. Юрий с коллегой, также бывшим сослуживцем, в момент обстрела находились на улице и подбежали к машине, чтобы оказать пострадавшим первую помощь. Медицинские знания ветерана спасли женщине жизнь. "Скорая" смогла приехать только через сорок минут, за это время пострадавшая с такими ранениями могла умереть. Но этого не случилось - благодаря Алифанову еще один человек остался жив.