Василий Кандинский: точка, точка, запятая, биоморфная абстракция
Очень ярко – не менее ярко, чем самые известные картины Кандинского – рисует образ художника и его наследия выставка "Цветозвуки" , действующая именно сейчас в Рязанском художественном музее. Экспонаты выставки – 60 графических произведений, литографий и ксилографий за разные периоды творчества художника. Большая часть работ была издана уже после смерти художника его вдовой и наследницей Ниной Кандинской, умершей в 1980 году. Выставка произведений печатной графики Василия Кандинского предоставлена из фондов Галереи современного искусства Bashmakov Gallery, основанной в 2010 году в Санкт-Петербурге бизнесменом, коллекционером и меценатом Павлом Анатольевичем Башмаковым, популяризатором современного искусства. Видел звук и слышал цвет В аннотации к выставке сказано о Кандинском: "Основоположник абстракционизма, теоретик и практик синтеза искусств, гениальный преподаватель – он "взорвал" представление об изобразительно искусстве подобно тому, как в свое время изменил отношение к скульптуре великий Микеланджело". Экспозиция построена так, чтобы познакомить не только с панорамой работ Кандинского, но и с ним самим. Ведь творческая манера Василия Васильевича менялась на протяжении его долгой жизни в зависимости и от личных духовных потрясений мастера, и от происходящего в мире, где он обретался. "Великое воскресенье" Как известно, Кандинский был синестетом: видел звук и слышал цвет. Был уверен: краски и звуки взаимодействуют между собой и оказывают влияние на восприятие произведения искусства, и важен не сам "сюжет" (или бессюжетность) картины, а порожденные ею мысли и эмоции зрителя. Эта психосоматическая индивидуальная особенность художника обусловила уникальность его творчества. А его далеко не всегда оценивали по достоинству, в первую очередь, хронологически, современники. Выставка занимает всего два зала в Рязанском художественном музее. Но она очень "концентрированная", насыщенная и информацией, и впечатлениями. В показанные 60 работ уместились несколько этапов творчества Кандинского: от напряженных динамически-драматических цифровых симфоний через точно выверенные геометризованные абстракции к причудливым биоморфным абстракциям. Но всю жизнь звуки музыки сохраняли власть над художеством мастера. "Впечатление V парк" Это началось в 1896 году, когда Василий Васильевич услышал оперу Вагнера "Лоэнгрин" – и понял, что видит музыку, видит краски, какими написал бы оперу. С тех пор Кандинский стремился визуализировать звук, создавать работы, где бы звучал внутренний оттенок цвета. Тем самым он отказался от фигуративности. Это и было революцией в искусстве. Но ранние работы Кандинского были далеки от беспредметности. Скорее, в них просматривалось сильное воздействие символизма. В гравюрах Кандинского видят влияние приверженцев символизма из таких разных жанров, как композиторы Берлиоз и Дебюсси, художник Делакруа, поэт Малларме . Каждая эпоха приносит свои темы, знания и веяния. Но графика Кандинского не подчинялась моде своего времени. Можно сказать, что, как предмет художественной рефлексии, она осталась вне времени, что редкость. Потому они и почитаемы во всем мире. Vassily Kandinsky. Bewegtes Leben (Grouillement). Фото с сайта Центра Помпиду. Говорящие маски, как у Блока У меня при взгляде на гравюры Кандинского возникли свои аналогии. Зарубежные символисты – это прекрасно, но наша страна не оставалась в стороне от этого мощного течения. Символизм в русской поэзии представляли Валерий Брюсов, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Фёдор Сологуб, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Максимилиан Волошин, Алексей Ремизов, Михаил Кузмин. Наиболее выдающимся русским поэтом-символистом заслуженно слывет Александр Блок. Один из апофеозов литературного символизма является цикл Блок "Снежная маска", написанные на одном дыхании в январе 1907 года. Автор поделил цикл на две секции — "Снега" и "Маски", каждая из которых включает по 15 стихотворений. Лейтмотивом первой секции, как нетрудно догадаться, служили зимние холода – символизировавшие под пером поэта "морозы" отчуждения между людьми и его робкую надежду на перелом этого правила: "Открыли дверь мою метели, Застыла горница моя, И в новой снеговой купели Крещён вторым крещеньем я", — одно из характерных стихотворений цикла. Во второй же секции говорящие маски обозначали различные пороки и несовершенства людей, лицедейство и притворство, а также выражали мир эфемерных мечтаний стихотворца. В этих стихах творился настоящий театр теней. Маски и тени сплетались в фантасмагории: Так смеётся маска маске, Злая маска, к маске скромной Обратясь: – Посмотри, как тёмный рыцарь Скажет сказки третьей маске... Тёмный рыцарь вкруг девицы Заплетает вязь. Кажущееся отступление насчет Блока на деле очень близко связано с Кандинским. Ранние гравюры последнего я сразу восприняла точно иллюстрации к этим стихам Блока. Это игра черного и белого цвета, загадочные сюжеты и фигуры, символичные посылы, ирреальные пространства и их мистические обитатели. Но искусствоведы признали гравюры Кандинского образцами вкуса и мастерства. Более того – признано, что уже эти творения Кандинского музыкальны. Даже его гравировка, вроде бы обращение с жесткими материалами, проецирует волны цвета и звука, несмотря на скудную, как правило, черно-белую гамму. Оттого "звучание" картин бывает довольно зловеще – но встречается и, напротив, умиротворяющая интонация. Кстати, у Кандинского тоже были собственные "Стихи без слов" – ряд графических работ 1903 года. Выше - две гравюры кандинского из цикла "Стихи без слов". "Кандинский – такой безграничный в своем творчестве – захватывает физические и эмоциональные ощущения зрителя. А его образы и пространства добираются до пересечения чувств и души", – сказал Жером-Маэсс в 1909 году. Это псевдоним Алексиса Меродак-Жано, французского художника и скульптора, причастного к фовизму, организовавшего первую выставку Василия Кандинского в Париже в 1904 году. В 1904–1914 годах Жером-Маэсс руководил художественным журналом, освещавшим авангардные течения, — "Les Tendances nouvelles". Гравюра с образом Всадника Всадники Предапокалипсиса Но гравюры отошли на дальний план перед новым интересом – точнее, образом, взволновавшим Кандинского и давшим название целой эпохе его личностного и творческого развития: "Периоду всадника". В исследованиях творчества Кандинского это слово пишут с большой буквы: Всадник. У метафоры конной фигуры много толкований. Он и Всадник Апокалипсиса, знаменующий конец старого искусства, и новое воплощение образа духоборца в искусстве, наподобие святого Георгия, и, наконец, сам Василий Васильевич – рыцарь, в одиночку вышедший на бой за свои революционные взгляды. Вообще-то сюжетов с религиозными и библейскими названиями у Кандинского было много. И даже якобы невинные сценки отдаленно намекали на небытовое начало. Та же "Яблоня" – садовое дерево или древо познания?.. "Яблоня" Конь в тандеме со всадником олицетворял разом и первобытное, исконно-природное начало, и следование собственным путем в живописи. Он, путь, был основан на инстинкте, а не на расчете. Апогеем этой поры жизни Кандинского стало образование художественного объединения "Синий всадник", одного из ярчайших явлений в авангардном движении в Европе начала ХХ века, которое Василий Васильевич со своим единомышленником Францем Марком затеяли в Мюнхене в 1911 году. "Судный день" До этого у неуклонно развивавшегося мастера были еще две попытки создать творческие объединения. Любопытно, что все предприняты были за рубежом, и все – в борьбе с академизмом. В 1901 году Кандинский с несколькими товарищами по идее сформировал в Мюнхене объединение "Фаланга". Они "специализировались" на импрессионизме, символизме, югендстиле. Группа существовала до 1904 года. С 1909 по 1911 год действовало "Новое мюнхенское художественное объединение", прямая предтеча "Синего всадника", состоявшее по большей части из тех же людей, приверженцев экспрессионизма: Ф. Марка, Г. Мюнтера, М. Веревкиной, А. Явленского, А. Кубина. И их духовного вожака. разумеется. Самая значительная картина Кандинского того периода – "Композиция II". Она утрачена во время Второй Мировой, но искусствоведы до сих пор о ней помнят. В этой работе мастер освобождался от перспективы и начал свободно размещать цвета и линии. "Черный аккомпанемент" Что касается собственно "Синего всадника", это творческое объединение художников немецкого экспрессионизма стремилось к освобождению от традиций академической живописи, которые экспрессионисты считали отжившими. "Всадники" и "всадницы" развивали экспрессию и символизм в изобразительном искусстве. Это были, помимо Кандинского, Август Макке, Марианна Верёвкина, Алексей Явленский, Пауль Клее, Альфред Кубин, Генрих Кампендонк и Лионель Фейнингер. Годом позже создания группы Кандинский и Марк начали выпускать альманах "Синий всадник" в виде сборников эссе об искусстве. Сам Кандинский с 1910 года создавал чисто абстрактные полотна, называя их "импровизации", если они возникали подсознательно, или "композиции", если в их создании участвовал разум. И те, и другие пронумерованы – и так и вошли в историю искусства, под порядковыми номерами. Ряд этих чисел поражает воображение тем, сколько "композиций" автор осмыслил, и сколько "импровизаций" вспыхнули перед его мысленным взором. В целом они были похожи на цвето-ритмические колористические симфонии. В рисунках (наверное, это слово мелковато) отражалось движение космических сил. Заботой Кандинского была передача динамики движения и взаимодействия фигур в пространстве, которая всегда достигалась на ассоциативном уровне. "Мотив из Импровизации 25" В те годы, которые еще считаются временем активных поисков и формирования авторского почерка, художник все чаще вписывал в свои работы те или иные элементы его будущей идеи синтеза искусств. Он выработал теорию "визуального языка", подобного музыке, транслирующего любую идею. Собственно, это и есть опора абстракционизма. Свою концепцию абстрактного искусства Кандинский позже выразит в книге "Точка и линия на плоскости". Этот фундаментальный труд с годами вошел в "полку классики" теории искусства. Но сам он, придумав и выразив концепцию, не опочил на лаврах, а продолжал искать. "Свободная кривая в точке - звуки геометрических кривых" Апокалипсис грянул В 1914 году начало Первой мировой войны обострило отношения Германии и России не только на политическом, но и на обывательском уровне. Петербург спешно переименовали в Петроград, в русских городах стали громить лавки хозяев с немецкими фамилиями. А в Германии русские вмиг почувствовали себя неуютно. Кандинский, Явленский и Верёвкина вынужденно уехали из страны, альманах и объединение "Синий Всадник" приказали долго жить. Кандинский, вернувшийся в Россию, поначалу не бедствовал и не впадал в депрессию. Напротив – он даже революций 1917 года "не испугался", возможно, видя в них родственное начало. Художник включился в реализацию так называемой музейной реформы. Это было принятие законодательных мер по изменению системы управления музейным делом, которое подразумевало национализацию экспонатов и меры по охране памятников. Но Кандинский, видно, понимал реформу не как обобществление музейных ценностей, а как возможность громко заявить новое слово в визуальных формах. И власть его отличала на первых порах. "Свободно от жюри" Василий Васильевич стал профессором Московского университета, вице-президентом Российской Академии художественных наук, одним из лидеров Музея живописной культуры. На тот момент в Советской России сложился первый в мире государственный музей современного искусства. Кандинский преподавал в СВОМАСе (Свободные мастерские) и ВХУТЕМАСе (высшие художественно-технические мастерские). Он же возглавил Институт художественной культуры, созданный в Москве с его же подачи. Но, как часто бывает, инициатива оказалась наказуемой. В том же вузе оказалось много приверженцев конструктивизма. Это направление в русском и международном авангардизме оформилось в конце 1910 годов, но особенно ярко в СССР расцвело в 1930-е. Конструктивизм охватывал все сферы художественного и проектного творчества: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, полиграфию, фотографию и даже театр, кино и музыку. Конструктивисты боролись за новое, но прагматичное искусство, пригодное для использования в обновленной жизни. Оттого они протестовали против иррациональности в творчестве. Эстетический спор перерос в идеологический – и Кандинский, чьи работы, при всем геометризме, оставались иррациональными (главное – бесполезными) оттуда ушел. Исход В декабре 1921 года Василий Васильевич поехал в Берлин для создания международного отдела Академии художественных наук и участвовал в Первой выставке русского искусства. А затем – не возвратился на родину. Тем более, что у него наметились перспективы. Его пригласили преподавать в школу искусства "Баухаус", в буквальном переводе с немецкого "Дом строителей", созданную молодым архитектором Вальтером Гропиусом для обучения художников-ремесленников. То был ответ творческого цеха на разруху Первой Мировой и экономическую депрессию Германии. Иными словами, начинание тоже практическое – но в него Кандинский, как ни удивительно, вписался. Он вел курсы настенной живописи. Именно тогда была написана работа "Точка и линия на плоскости". "Все начинается с точки. Царство точки беспредельно", – утверждал Кандинский . И ведь не поспоришь!.. Точка и кривая – уже запятая, а в ней уже совсем другой смысл. Прямая – множество точек. Любая геометрическая форма – скопление точек в строгом порядке. Человек состоит из точек – атомов. Вселенная состоит из точек. Бесконечность – бесчисленное множество точек. В "Баухаусе" отчасти продолжилась деятельность "Синего всадника". Сложилась "Синяя четверка": Кандинский и уже знакомые нам Алексей Явленский, Пауль Клее и Лионель Фейнингер. Галеристка Эмма Шейер обеспечила четверке популярность в США и даже финансовый успех. Период после 1922 года в творчестве Кандинского историки искусства озаглавили "Период круга", а маэстро его называл "Лирическим геометризмом". В наследии этого периода фигурировали три основные фигуры – круг, треугольник, квадрат – в различных сочетаниях цветов и форм. Высшей формой художник считал круг, поскольку в нем есть "четвертое измерение" – внутреннее содержание. Он возлюбил круг больше, чем ранее коня, отметив: "…я нашел в круге больше внутренних возможностей, и по этой причине он занял место коня". Этот период самый продуктивный и прославленный в биографии Кандинского. Недаром, когда мы произносим его фамилию, перед глазами прежде всего всплывают сочетания геометрических фигур. "Многоцветие в треугольнике" Последним для Кандинского стал период "Биоморфной абстракции". В 1933 году из все более нацистской Германии Василий Васильевич переехал во Францию. Там и произошло последнее преображение его живописной системы. Он отошел от жесткой геометрии и потянулся к более мягким и податливым формам и органическим элементам в творчестве – имитации живой природы. При этом расплывающиеся формы все равно взяты в четкий контур и ярко выделяются на однотонном фоне. Перестал использовать резкие сочетания цветов и работал с неяркими цветовыми нюансами, одновременно усложняя формы. Названия его работ предельно упростились: "Красное пятно", "Черная точка", "Красная форма". Вроде бы "капитан Очевидность". А вот поди догадайся, что означают пятна или формы!.. В них, как и в "Черном квадрате" Малевича, скрыты вселенские смыслы и бездна аналогий. "Зеленый и красный" Высказывания Кандинского такого же свойства. Вроде бы они относятся к искусству, являют собой рекомендации ученикам или последователям… Но при этом наставления Кандинского относятся ко всей жизни и любому действу: "Каждый цвет вызывает душевную вибрацию, и каждая вибрация обогащает душу". "Создание произведения есть мироздание". "Во всей жизни (а значит, и в искусстве) важна безупречная цель". "Сближаются не умы, а сердца однозвучащие". "Художник – "царь" не только потому, что велика его власть, а потому, что велики и его обязанности". "Черная точка" Выставка продолжит работу до 7 сентября 2025 года, и у рязанцев и гостей города есть еще время соприкоснуться с беспредельным царством точки, а также другими порождениями гения Кандинского.