Прогулка по Посадской, часть 2-я
Улица Тази Гиззата в районе железнодорожного вокзала Казани парадоксальным образом сочетает в себе современность — здесь очень много новостроек — с ощущением былой эпохи. Современность сюда как будто только начинает приходить, занимая место разномастной застройки 1990-х. При этом буквально в нескольких метрах от пыльных дорог — Волга.
Прежде чем перейдем ко второй части прогулки по Гиззата, перечислим здания, которые упоминались в краеведческой литературе. Не все из них остались живы.
Следом за владениями Кабатовых раньше на Гиззата, 4 стоял дом преподавателя математики Геннадия Шебуева, первой половины XIX века в классическом стиле. Сын математика Николай начал публиковать рассказы, стихи, фельетоны под псевдонимом "граф Бенгальский". "Реальное время" публиковало его воспоминания о казанском периоде жизни Ленина.
Ближе к пересечению с Московской стоял дом купца Степана Меркулова, а далее — трехэтажное здание с перестроенным антресольным этажом.
Напротив отеля "Ямской посад" стоит трехэтажное здание Забулачной больницы. История ее такова: в 1892 году в этом районе открылся первый медицинский участок. Уже в первый год его посетило 8 398 человек. Спрос на него был велик. Одной из тех, кто поддержал идею строительства больницы, стала дочь чаеторговца Сергея Александрова — Ольга Александрова-Гейнс, владевшая Ксенинской женской гимназией, Александровским детским приютом и Александровским пассажем. Она пожертвовала на покупку дома 85 000 рублей и еще 15 тысяч — на ремонт, оборудование и детскую больницу "в память о родных".
Открылось заведение на 30 коек в 1893 году. Помощь оказывал и экстраординарный профессор Казанского университета по кафедре врачебной диагностики Алексей Казем-Бек. Больница проработала до революции.
Следом шел двухэтажный дом И.М. Кузнецова. Известно, что в 1862 году его перестраивал П.В.Тихомиров. Здесь в 1918 году базировался штаб Гайнана Ваисова. Могила его находится в мемориальной зоне парка Горького. Его отец Багаутдин требовал "очистить" веру от наслоений и искал идеалы в Волжской Булгарии.
Гайнана Ваисова убили в 1918 году во время демонстрации партии "Милли Шура", когда тот объявил себя большевиком. Идеи Ваисовых проявились в наше время в движении "необулгаристов" и клуба "Булгар аль-Джадид".
Телефонные книги послевоенной эпохи сообщают, что классическое невысокое здание на углу с современной Гаяза Исхаки использовалось под нужды советскими учреждениями с необычными названиями.
Дом второй половины XIX века в три окна в стиле эклектики. Был дополнен белокирпичным пристроем поздних лет.
Территория по Тази Гиззата после сквера на Бурхана Шахиди — сплошь новые застройки. К примеру, известно, что на месте отеля "Милена" стоял полукаменный дом Маркеловой, с обшитым в "елочку" деревянным фасадом на втором этаже.
В этом месте Гиззата как будто бы уходит вбок, хотя на самом деле она продолжается за железной дорогой и переходит в Ямскую улицу, названную в честь слободы XVI века. Когда-то здесь было татарское поселение, а позднее обитали ямщики. Можно сказать, что почти вся эта улица на данный момент снесена. От нее остался, в частности, крохотный красный дом Никифоровой (Ямская, 1).
Занятно, что другой сохранившийся дом принадлежал Столбову. В 1882 году, согласно данным полиции, здесь находился публичный дом крестьянки Казанского уезда Биби-Асмы Вахрутдиновой-Аблаковой.
Если вновь вернуться на Тази Гиззата, для этого нужно сделать солидный крюк через улицу Альфреда Халикова, то для исторической верности нужно пройти до берега реки. По пути можно обнаружить, к примеру, памятную доску ветеранам и работникам тыла Казанской дистанции пути.
Напротив будет — остров, или полуостров, Вороний Куст. До постройки Куйбышевской ГЭС в 1950-е годы здесь было и одноименное озеро. Перемычка между городом и островом называлась проливом Крысиный хвост, в 2011-м ее засыпали и Куст соединился с Локомотивом, а в 2023-м вновь прорыли канал.
По острову с 1890-х годов от Тази Гиззата начиналась трехкилометровая Новая дамба, которая связывала Казань с Дальним Устьем, пристанями на Волге. В 1920-е годы по ней была проложена железнодорожная ветка. Здесь предполагалась постройка комбикормового завода и мельничного комбината, а также сюда хотели перенести другие заводы и фабрики. Словом, это была развитая промышленная территория, здесь даже была начальная школа.
После заполнения Куйбышевского водохранилища в 1957-м эти районы ушли под воду. Насыпь дамбы можно было увидеть во время обмеления Волги в последние годы.