Неудачное превращение: спектакль Московского театра юного зрителя впервые вышел в записи

Вина и ответственность 16 августа в проекте "Лучшие театры мира" в "Художественном" покажут запись спектакля Антона Федорова "Собачье сердце" (2024, 16+). Перед сеансом выступит спецкор газеты "Волжская коммуна", театральный критик Ксения Аитова. Новая версия булгаковской повести в Московском ТЮЗе - оммаж легендарному спектаклю Генриетты Яновской, с которого когда-то началось ее руководство этим театром. Премьера вышла в 1987 году, чуть раньше, чем журнал "Знамя" с первой официальной публикацией произведения в Советском Союзе. Успех у спектакля был бешеный и в стране, и за ее пределами. Труппа объездила с ним полмира. Яновскую больше интересовали отношения людей и вопросы ответственности, чем социальная сатира. Она симпатизировала не только профессору Преображенскому, но и Швондеру, и, конечно, Шарикову, который стал тем, кем стал, по вине экспериментаторов, а не по своей природе. Спустя почти четыре десятка лет Федоров поднимает в общем-то те же вопросы. Режиссер снимает романтический флер с образа Преображенского, закрепившийся за ним во многом благодаря знаменитому фильму (12+) Владимира Бортко и бесконечному обаянию Евгения Евстигнеева. В Московском ТЮЗе профессора играет Игорь Гордин, один из лучших артистов среднего поколения в российском театре и кино. Его Преображенский - высокомерный сноб, хозяин жизни, для которого Шариков - только материал для эксперимента. Гордин играет не только профессора, но и главную звезду на площадке. В своей версии Федоров использует прием "театра в театре". Спектакль начинается как съемки и наполнен шуточками и гэгами, иллюстрирующими сам процесс игры (часть из них - импровизация Гордина). С коллегами по площадке этот Преображенский обращается не лучше, чем его профессор со своими домочадцами. Да и какой он врач, тоже большой вопрос - кажется, в этом спектакле совсем не светило науки. Андрей Максимов играет Шарикова так, что кого-то эта лохматая двухметровая фигура пугает, а кто-то сочувствует ему больше, чем кому-либо другому на сцене. Неказистый бывший пес (уж что получилось, то и получилось) постоянно ищет внимания своего невольного "отца". Но профессор сторонится его и уж точно не готов всерьез включаться в воспитание гомункула. Тема отцов и детей - одна из важных в этом спектакле. Как и проблема насилия, которого тут больше со стороны хозяев жизни, чем от подростка Шарикова. Операция по обратному превращению человека в собаку выглядит как убийство. Человекопес действительно чем дальше, тем больше невыносим и неуправляем, но все, что он делает - просто впитывает в себя свойства среды, в которой находится. И приправляет их остатками звериных замашек. Преображенский у Федорова в финале раздавлен виной за неудавшийся эксперимент. Так же когда-то чувствовал себя герой спектакля Яновской (увы, не сохранившегося в записи). До конца лета зрители "Художественного" увидят экранизацию оперы "Богема" в режиссуре Франко Дзеффирелли (1965, 12+). Показ пройдет 23 августа. 30 августа в рубрике "Арт-лекторий" можно будет увидеть документальный фильм о пионере лэнд-арта - "Роберт Ирвин: искусство света и пространства" (16+). Победа и модерн 27 августа в "Художественном" отметят День российского кино. В совместном проекте с областным отделением Союза кинематографистов России представят фильмы о Великой Отечественной войне. В 9.00 покажут "Иваново детство" Андрея Тарковского (1962, 12+), в 10.45 - "Балладу о солдате" Григория Чухрая (1959, 12+), в 12.30 - "Белый тигр" Карена Шахназарова (2012, 16+). Проект "По кинолентам моей памяти" приурочен к 80-летию Великой Победы. В арт-фойе кинотеатра в этот день откроют цифровую выставку "Кино в Самаре. Самара в кино" (6+). Она посвящена истории кинематографа, известным актерам, сценаристам и режиссерам, чья жизнь и творчество связаны с нашим городом. В 18.30 начнется праздничный концерт "Музыка немых кадров" (12+). Солисты Самарского театра оперы и балета выступят с программой "Голоса за экраном". Прозвучат известные песни и романсы, которые стали популярными благодаря артистам эпохи модерна - Михаилу Вавичу, Александру Вертинскому, Надежде Плевицкой и Федору Шаляпину. Во второй части покажут фильм "Домик в Коломне" (1913, 6+) - немую короткометражную комедию Петра Чардынина по одноименной поэме Александра Пушкина. Картину будет сопровождать живой фортепианный аккомпанемент в исполнении кинокомпозитора и пианиста Владислава Богуша.

Неудачное превращение: спектакль Московского театра юного зрителя впервые вышел в записи
© СОВА