Александр Адабашьян – лучший Бэрримор мира

Кадр из фильма "Собака Баскервилей". Фото из открытых источников. Александр Артёмович Адабашьян — не только изумительный артист. Он еще и кинодраматург, художник-постановщик, кинорежиссёр. По совокупности вкладов в культурные процессы юбиляр еще в 2016 году получил звание Заслуженного деятеля искусств РФ. Александр Артёмович – москвич армянского происхождения, но языком предков не владеет, ибо он рос в условиях русской культуры в семье инженера и учительницы. Первым учебным заведением для Адабашьяна стало Московское высшее художественно-промышленное училище, в котором он окончил факультет художественной обработки металлов. Путь в кино Александр Артёмович начинал как художник и декоратор. Конечно, этому способствовала его дружба смолоду с Никитой Михалковым. В 1970 году летнюю практику Адабашьян прошел на съёмках дипломной работы Никиты "Спокойный день в конце войны" в качестве декоратора (под руководством Ирины Шретер). Затем стал одним из художников-постановщиков (с Алексеем Родионовым) на съёмках первого режиссёрского фильма Сергея Никоненко — короткометражки "Петрухина фамилия" в 1971 году. Адабашьян продолжал творческий тандем с Михалковым при появлении на свет картин "Свой среди чужих, чужой среди своих" и "Раба любви", опять как художник-постановщик. Но в следующих фильмах талантливого режиссера – "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Пять вечеров", "Несколько дней из жизни Обломова", "Очи чёрные" – он уже был задействован в амплуа сценариста. И потихоньку он стал играть в кино эпизодические роли, которые раз от разу становились все более развернутыми и полноценными. Так, от небольшого образа инженера Тимофеева в "Пяти вечерах" Александр Артёмович перешёл к уже упомянутой роли Бэрримора. Его фраза из "Собаки Баскервилей" "Овсянка, сэр!" стала культовой. А потом был роскошный образ редактора журнала, перестраховщика и резонера Берлиоза, в телесериале Владимира Бортко "Мастер и Маргарита". Кадр из сериала "Мастер и Маргарита". Фото из открытых источников. В 1990 году Адабашьян дебютировал в качестве режиссёра на съемках французской ленты "Мадо, до востребования". Проект был включён на Каннском фестивале в программу "Перспективы французского кино" и взял в ней Гран-при. Немногие знают, что в 2002 году Александр Адабашьян начинал экранизацию романа Бориса Акунина* "Азазель", но уже под занавес съёмок у него возникли концептуальные разногласия с продюсерами "Первого канала", и в итоге режиссёр снял свою фамилию из титров. Но в открытых источниках фамилия его все же осталась. Кстати, производством мини-сериала занималась студия "ТРИТЭ" старого товарища Адабашьяна Никиты Михалкова. Александр Артёмович проявлял себя и как театральный постановщик: в 1997 году реализовал на сцене Мариинки оперу "Борис Годунов", а в 1998 году — "Хованщину", да не где-нибудь, а в самом "Ла Скала"!.. И при этом никогда не забывал о художественной стороне своей многогранной натуры. Адабашьян много занимался дизайном интерьеров, в частности, оформил для ресторатора-артиста Антона Табакова рестораны "Обломов", "Антонио", "Грибоедов". Кроме того, уже более сорока лет Адабашьян читает лекции по кинодраматургии и изобразительному решению фильма на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Говорят – ученик это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Уверены, Александр Адабашьян из тех преподавателей, что зажигают сердца и открывают таланты. Элизбар Караваев, Александр Адабашьян (в центре), Владимир Климов на расширенном заседании Союза кинематографистов России. Фото: © РИА Новости / Владимир Астапкович К 80-летию Александра Артёмовича "РИА Новости" посвятили ему трогательную статью Елены Караевой. Наша редакция присоединяется к поздравлениям и всем теплым словам, прозвучавшим в праздничные для артиста и режиссера дни, и желает новых творческих достижений и любви публики ко всем творениям именинника!

Александр Адабашьян – лучший Бэрримор мира
© Ревизор.ru