Каслинские мастера создали чугунный кактус
Мастера из Каслей создали чугунный кактус. Специалист модельного фонда Лариса Столбикова держит в руках горшочек с растением, и появляется ощущение, что кактус настоящий. Просто его облили черной краской, а так - один в один, дотронешься - почувствуешь упругую поверхность стебля.
Вообще-то вариантов художественного воплощения объекта было пять, поясняет Столбикова. Для тиражирования выбрали без иголок.
- Почему же? - огорчаюсь я. - Ведь так более реалистично.
- Натуралистично, - поправляет Лариса Павловна. - В каждом произведении должно быть художественное обобщение.
И все-таки жалко: зацепил за живое сердитый колючий кактус. Конечно, не последнюю роль в выборе, как мне кажется, сыграли соображения безопасности: иголки хоть и тонкие, но металлические, при неосторожном обращении могут поранить. Но и в вердикте собеседницы я сомневаться не смею. В городе ее знают как одного из главных экспертов в художественном литье. Она немало лет проработала в картинной галерее, краеведческом музее Екатеринбурга, преподавала. И хотя должность Ларисы Павловны сегодня звучит скромно - искусствовед, она непосредственно влияет на формирование новой политики предприятия.
В целом же, глядя на модель, начинаешь понимать, почему знатоки так ценят уральское литье. На заводе рассказывают байки о том, как в него буквально влюблялись приехавшие издалека люди. Так, к примеру, случилось с бизнесменом из Техаса. Гостя развлекали как могли и однажды показали экспозицию, сделанную из металлических кружев. И все - пропал ковбой. Не раз возвращался в уральский городок, опустошая витрины с продукцией. Заказал большой чугунный столик - предмет садово-парковой архитектуры. "Как он его повезет через океан?" - поинтересовались заводчане. "О, пусть вас это не беспокоит", - сказал с улыбкой переводчик. А позже американец показал новым знакомым фото своего ранчо. Он скупил основания каслинских металлических бра и этими ажурными ромбами выложил фриз по периметру жилища.
Вспоминают мастера и коллекционера из Шанхая, и столичную даму из какого-то министерства, которую тоже познакомили с коллекцией. Глаза засверкали - то к одному экспонату подойдет и долго стоит возле него, то к другому.
И все же самым известным произведением чугунного промысла остается хранящийся в Екатеринбурге чугунный павильон из 1500 деталей, выставлявшийся на Всемирной выставке 1900 года в Париже вместе со скульптурой "Россия", отлитой по модели Николая Лаверецкого. Президент Франции Эмиль Лубе, по легенде, был так впечатлен ажурным творением уральцев, что пожелал приобрести павильон вместе с коллекцией чугунных фигур. Однако сопровождавший экспозицию горный инженер Павел Карпинский заявил: владельцы согласны продать все, кроме изваяния женщины-воительницы. Французы торговались, но услышали в ответ: "Россия" не продается".
- Вот вы говорите о возможности повторить павильон. Если кто-то это сделает, мы его проклянем. Шедевр создали мастера, и наша задача - постараться превзойти их, а не копировать, - сделал неожиданный, на первый взгляд, вывод гендиректор предприятия Владимир Киселев.
Технология художественного литья за два минувших века осталась прежней - много-много ручного труда. Но, если идти по пути его сокращения, это будут уже не Касли.