Глава минздрава Кыргызстана рассказал о проблемах в здравоохранении и решениях
Министр здравоохранения Кыргызстана Эркин Чечейбаев - один из самых обсуждаемых сегодня в республике чиновников. Проблемы, копившиеся в отрасли годами, переполнили чашу общественного терпения. И разгребать все это выпало на долю нового главы ведомства. Откровенно о том, что происходит в здравоохранении, Чечейбаев рассказал корреспонденту "РГ".
- Эркин Маратович, поскольку в прошлом вы были замминистра здравоохранения, проблемы этой сферы вам известны. Но, может, и было что-нибудь, к чему вы, соглашаясь на пост главы, оказались не готовы?
Эркин Чечейбаев: Будучи замминистра, я в значительной степени был лишь исполнителем и не испытывал моральной ответственности такого уровня. С повышением в должности пришло понимание, что от моих решений зависит не только целая отрасль или степень удовлетворенности медицинского персонала, но и здоровье населения. И в этом отношении, конечно же, огромное значение имеют поддержка руководства республики, помощь со стороны медицинского сообщества и доверие граждан.
- У вас есть время встречаться с населением?
Эркин Чечейбаев: По расписанию на встречи с пациентами отводятся два часа в один из дней недели. Фактически же приходится общаться ежедневно. Одни приходят в министерство, другие узнают мой номер телефона и пишут в мессенджеры и социальные сети. Отвечать стараюсь всем и, насколько это возможно, решать проблемы. Но, скажу так, получается не всегда. Есть те, кто реально нуждаются в помощи, но встречаются и профессиональные жалобщики. Пришлось научиться отличать одних от других.
- В чем же отличие?
Эркин Чечейбаев: Жалобщики - определенный психотип людей, которые могут бесконечно строчить письма в адрес местных властей или даже президента. Что бы ни делал госаппарат, им всегда будет мало.
Кстати, недавно принята интересная законодательная норма, призванная решить эту проблему. Если человек пишет жалобу, которая не остается безответной, и тем не менее продолжает слать претензии, последние уже не рассматриваются. Признаюсь, мера необходимая. Порой сталкиваешься с ситуациями, которые ничем иным как абсурдом назвать нельзя.
Для примера: человек без медицинского образования вдруг вообразил себе в голову, что создал лекарство из трав, которым может излечить от любых болезней вплоть до патологий сердца и онкологии. Начал требовать предоставить ему доступ к пациентам для проведения лечения. Разумеется, получил отказ, а в ответ стал обвинять медицинское сообщество в том, что оно игнорирует важное открытие. Пытаешься объяснить ему: люди - не подопытные кролики и не материал для, скажем так, энтузиастов. Это вызывает негативную реакцию и новую волну жалоб.
- Вернемся к реальным проблемам. Одна из самых актуальных на сегодня - ситуация с лечением онкобольных, выход из строя аппаратов лучевой терапии.
Эркин Чечейбаев: Буквально на днях - впервые за последние десять лет - мы провели коллегию, посвященную онкологической службе. Комиссия минздрава и привлеченные независимые эксперты провели колоссальную работу, изучив ситуацию. Вывод из заключения, занимающего 114 страниц, можно сформулировать в трех словах: состояние крайне удручающее. Обществу при этом видна только верхушка айсберга.
Всем известно, что не хватает лекарств. Якобы. Могу ответственно заявить, что на онкологическую службу тратятся колоссальные бюджетные средства, в том числе на закупку препаратов. Но как они используются - эти средства - большой вопрос. На деньги, которые можно было бы потратить на лечение десяти человек, приобретают точечные медикаменты, необходимые только двоим-троим. Кто эти пациенты, на которые тратят такие средства? По каким принципам они отбирались, и почему их лечение приоритетнее помощи другим?
Как выяснилось, нет координации между отделениями. Онкобольные должны выявляться на первичном уровне - в поликлиниках. Тут же должны сдаваться базовые анализы, производиться биопсия. Со злокачественными образованиями людей нужно направлять в онкологический институт, с доброкачественными - в обычные хирургические отделения. На практике получается, что все без разбора идут в онкологию. К чему это приводит? По сути, онкологи превращаются в хирургов. Режут и режут, хотя более 50 процентов случаев - это доброкачественные образования.
Корень проблем - в отсутствии комплексного стратегического видения развития онкологической службы. Все совершается хаотично. Поэтому большие надежды возлагаются на новое руководство центра - молодого Нурбека Букуева. Он намерен, в том числе на основе результатов работы комиссии, развивать и улучшать вверенное ему подразделение.
Что касается лучевой терапии, то в ближайшие 45 дней будет проведен ремонт ускорителей. Деньги уже выделены правительством и самим минздравом. Но, повторюсь, экстренные меры - одно, однако нужно принимать и системные решения, которые в будущем повлияют на выявление онкологических заболеваний не на третьей или четвертой, а на ранних стадиях.
- Не менее болезненная во всех отношениях тема: состояние психиатрической помощи.
Эркин Чечейбаев: В этой сфере, скажу откровенно, вообще катастрофа. Психиатрия не в почете, профессия непрестижная, низкооплачиваемая. Республиканский центр психического здоровья находится в запущенном состоянии - в отношении как инфраструктуры, так и специалистов. Огромный дефицит последних - и в столице, и в регионах.
Нехватка кадров наблюдается в целом во всей системе здравоохранения! Мы проводили сравнительный анализ по сравнению с другими странами СНГ. У нас самый низкий показатель. Если в России на 100 тысяч населения - примерно 30 специалистов, то у нас лишь около 17. Плачевна ситуация и с оплатой труда. В итоге врачи уезжают из страны туда, где лучше условия и выше зарплата. В основном, конечно же, в Россию. Государство в последние годы прилагает максимум усилий для поднятия престижа профессии, увеличения зарплаты и улучшения условий для медиков, но, сами понимаете, в сжатые сроки подобную проблему не решить.
Кстати
- Почему женщины проходят обследования с большой готовностью, а мужчины обращаются к врачам едва ли не в самый критичный момент? Это свойственно только кыргызстанцам?
Эркин Чечейбаев: Полагаю, это заложено установкой, что мужчины "не плачут, не жалуются". Существует такая в обществе, причем не только в Кыргызстане. Подобная картина наблюдается во всем мире. Именно поэтому на мужское здоровье нужно обращать не менее пристальное внимание, чем на здоровье матери, ребенка и пожилых людей.
Ключевой вопрос
- Как вы охарактеризуете сотрудничество с российскими коллегами?
Эркин Чечейбаев: С Россией в области здравоохранения у нас традиционно хорошие, очень близкие отношения.
Как бывший главный санитарный врач республики, я начал с сотрудничества с Роспотребнадзором, который активно поддерживает нашу аналогичную службу и в отношении оборудования, и в обучении специалистов, и в поставках необходимых реагентов, материалов. При его поддержке на базе Центра особо опасных инфекций вскоре будет создана прекрасная лаборатория по биобезопасности. Это очень важный и щекотливый вопрос. Он касается в том числе и безопасности национальной.
Есть и новые проекты. На полях саммита ШОС в Китае у нас была замечательная встреча с заместителем министра здравоохранения РФ Олегом Салагаем. Обсудили очень много пунктов сотрудничества, в том числе возможность создания в Бишкеке совместной кыргызско-российской больницы. Вопрос рассматривается уже в практической плоскости с привлечением РКФР (Российско-Кыргызского фонда развития). Возможно, проект будет реализован на базе нового кампуса Кыргызско-Российского Славянского университета. В виде университетской больницы он станет и великолепной научной платформой.