"Подчиняешься иерархии - двигаешься к цели": формируем цветовую палитру эскиза вместе с художником Николаем Молодцовым
Смотрим на мир глазами "слона", улавливаем настроение пейзажа, считываем общее соотношение цветовых пятен в нём и уже с пастелью в руке "транслируем" всё это на лист бумаги. Порой не хватает слов, чтобы передать красоту мгновения, а камера смартфона и вовсе бессильна. Художники запечатлевают состояния на пленэрах, стараются уловить эмоциональные импульсы и обличить их в "говорящие" цвета. В комьюнити "Натуральный рис" по традиции пишут с натуры - в этот раз встреча прошла у затона на Зелёном острове, а наставником выступил художник Николай Молодцов. Место для пленэра с видом на корабли он выбрал не случайно: "В детстве я мечтал построить яхту и пуститься в кругосветное путешествие. Выписывал журнал "Катера и яхты". Тяга к приключениям и открытиям - она во мне жива и отдалённо ассоциируется с этими яхтами. Да, мне бы хотелось иметь яхту: на Иртыше или на Лазурном берегу - такая у меня мечта! Но пока что яхты я рисую". Николай Молодцов - Если бы сейчас у вас появился шанс под парусом отправиться в любую точку вселенной, куда бы держали путь? - В тёплые моря. Наверное, я бы останавливался на экзотических островах и знакомился с их интересными культурами. Мне кажется, там может быть поспокойнее. Эта мечта вряд ли сбудется, но как жить без мечты?! (улыбается) - Николай, сейчас 16 часов, на термометре 25 градусов тепла и довольно палящее солнце: для пленэра не слишком жарко? - Мне кажется, что лучше всего для рисования на природе подходит утро и более пасмурная погода, облачная. Иначе солнце постоянно движется - меняются тени; если облака приходят или, наоборот, уходят - меняется характер освещения. Неопытному художнику становится очень трудно "поймать момент". Поэтому что-то ты пишешь по памяти, что-то додумываешь, что-то представляешь. Но первый импульс - то состояние, что тебя привлекло, нужно успеть ухватить! Вода, воздух, солнце - изменчивые категории. Они всегда показывают привычные объекты в новом свете. Художнику интересно это увидеть и попытаться передать. - На пленэре с участниками вы познакомились уже непосредственно на месте, но, насколько я знаю, у вас "под крылом" есть постоянные ученики. Кто они? С какой мотивацией люди к вам приходят как к наставнику? - Как понимаю, их основная цель - получать удовольствие от творчества. Одна из моих учениц - преподаватель композиции ОмГТУ, ей было под 80 лет, мы с ней работали над абстракциями, она хотела оттянуть деменцию. Но чаще всего приходят люди от 30 до 40 лет; люди, которые когда-то учились в художественной школе или хотели, но не поступили и рисовали всегда сами. Люди хотят ощутить уверенность в том, что у них что-то получается. Я помогаю каждому развиваться индивидуально. - Николай, какими секретами делитесь со своими учениками, как им "не заблудиться" в бесчисленных полутонах природы? - В своё время мой отец, когда я только начинал заниматься живописью и учиться на худграфе, сказал, что живопись - это сравнение. Есть важное слово, которое я тогда запомнил и до сих пор говорю своим ученикам: "Самый". Когда смотришь на натюрморт, портрет, пейзаж - задавай себе много вопросов с этим самым словом: что самое светлое, что самоё тёмное, что самое маленькое, что самое большое, что самое яркое, что самое блёклое. Тогда тебе будет легче разобраться в этих больших цветовых отношениях: в нюансах, в контрастах. Когда неопытный художник начинает над чем-то работать, у него глаза разбегаются, он начинает хвататься за случайные кусочки картины. И получается, что он как бы "разбирает часы на части, собирает в коробочку, а они не идут". А часы - это не коробочка с шестерёнками - там каждая запчасть на своём месте должна быть, при этом ещё и выполнять свою функцию. И когда ты всё время сравниваешь, подчиняешься какой-то иерархии, строишь на этом композицию - тогда тебе становится легче двигаться к цели. Ты имеешь ориентир и знаешь, с чем сравнивать светлое и тёмное, холодное и тёплое - у тебя есть система. Бессистемное блуждание кисточкой по бумажке… для расслабления оно, может, иногда и интересно, но добиться интересного художественного результата таким способом проблематично. Фото: скриншоты программы "Свободное время"