В России с 1 сентября начнет действовать новый ГОСТ для канатных дорог
С 1 сентября в России начнет действовать новый ГОСТ для канатных дорог. Документ был разработан Ростехнадзором. Эксперты рассказали, чем помогут новые правила, и где находятся самые интересные "канатки" страны.
По сути, это правила, которые помогут держать такие объекты в идеальном порядке и гарантировать безопасность пассажиров, пояснила "РГ" управляющий партнер и основатель компании "Премьер Туризм" Камила Велибекова. По ее словам, этот стандарт внесет определенный порядок в работу подвесных пассажирских канатных дорог и сделает ее более прозрачной и безопасной. Он охватывает все ключевые аспекты эксплуатации - от ежедневных проверок до действий в чрезвычайных ситуациях.
Прежде всего, отмечает эксперт, меняется подход к техническому контролю: например, уточняется, какие элементы канатной дороги должны проверяться каждый день, а какие - раз в месяц или раз в год. Это позволит своевременно выявлять и устранять любые неполадки.
Кроме того, говорит Велибекова, особое внимание уделяется людям, которые управляют канатными дорогами. Организации обязаны назначать аттестованных специалистов и квалифицированный вспомогательный персонал. Такой подход гарантирует, что управляют техникой и обслуживают ее подготовленные и опытные сотрудники.
Не остались без внимания и ситуации, которые случаются редко, но требуют мгновенной реакции. Стандарт предписывает порядок действий при авариях или инцидентах: от защиты жизни и здоровья пассажиров и персонала до защиты окружающей среды.
Наконец, требования касаются и материальной базы, добавила эксперт. В них прописано, что персонал должен быть обеспечен всем необходимым: инструментами, оборудованием и приспособлениями для обслуживания, ремонта и регламентных работ. Это значит, что у специалистов будут не только знания и опыт, но и ресурсы, чтобы поддерживать канатные дороги в идеальном состоянии.
Главная цель этого ГОСТа - сделать перевозки по канатным дорогам максимально безопасными, снизить риски и установить единые стандарты их обслуживания по всей стране, подытожила Велибекова.
Путешественник Андрей Кашкаров напомнил, что в прошлом году были приняты новые требования, касающиеся безопасности канатных дорог, элементов конструкции, приводных систем и подвижного состава. Новый стандарт объединяет требования принятых ранее трех сопутствующих стандартов, отметил он.
По словам Кашкарова, всего в России 411 канатных дорог разной протяженности и назначения - не только туристические, но и технические в труднодоступной местности. Наиболее примечательны из них, по его мнению, "канатка" в Красной поляне и Мисхор - Ай-Петри в Крыму.
"Можно смело утверждать, что канатные дороги в России дарят возможность совершить не только смену локации, но и маленькое путешествие с захватывающими пейзажами и особой атмосферой", - считает руководитель сервиса бронирования путешествий по России и миру "Турслет" (входит в "Слетать.ру") Мария Журавлева.
Она выделила канатную дорогу в Нижнем Новгороде, которая соединяет два берега великой Волги: город и соседний Бор. Особенно красиво на ней вечером, отмечает эксперт. Но если хочется экстрима, Журавлева тоже рекомендует прокатиться по горной крымской канатной дороге Ай-Петри - она одна из самых длинных в Европе. Канатка поднимается от побережья Ялты на высоту более 1200 метров всего за несколько минут. Не менее примечателен, по мнению Журавлевой, фуникулер в Калининграде, который соединяет морской променад с центральной частью курорта. Эта канатная дорога считается одной из самых уютных достопримечательностей.
Эксперт Велибекова добавила, что к самым высоким точкам страны ведут канатные дороги на Эльбрусе. Система подъемников стартует с поляны Азау (2350 метров) и поднимается до станции Гарабаши на высоте 3847 метров - рекордной для России. А если сердце просит еще больше горных видов, стоит отправиться в Домбай, подчеркнула она. Там, канатные дороги поднимают туристов на вершину горы Мусса-Ачитара (3200 метров), откуда в ясную погоду можно увидеть Эльбрус и зубчатые пики Кавказского хребта.