Связанные романтизмом: в Омске показали, как сказался на Санкт-Петербурге "Эффект Пиранези"
В чём сходство Рима XVIII века и Петербурга начала XX века? На этот вопрос отвечает новая выставка в центре "Эрмитаж-Сибирь". Там представлены офорты Джованни Баттисты Пиранези и проекты советских архитекторов, которые вдохновлялись работами итальянского мастера. Колонны, арки, монументальные общественные пространства: на выставке "Эффект Пиранези" можно сыграть в игру и попробовать угадать, какой город изображён на том или оттиске - Рим или Санкт-Петербург. Так в графических рисунках прослеживается, как архитекторы разных эпох вдохновлялись одним и тем же. Джованни Батиста Пиранези (1720-1778) - итальянский архитектор и художник, который в своей мастерской фиксировал великолепие Вечного города. Он создавал печатную графику с видами античного Рима. Его гравюры оказали значительное влияние на развитие неоклассического стиля как в европейском, так и русском искусстве. Экспозицию составили работы Пиранези из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга: гравюры серий "Виды Рима", "Первая часть архитектуры и перспективы" и "Различные виды Пестума". Изображения увеличиваются по клику Пиранези превратил архитектурный пейзаж, который до этого имел только функциональное назначение, в настоящее искусство. При этом он использовал сложную для конца XVIII технику. Офорт создаётся путём травления металлической пластины кислотой, после чего наносится краска и выполняется оттиск на бумаге. - Самым важным в его творчестве был Рим. Венецианец по происхождению, Пиранези приехал туда в 20 лет и остался навсегда. Над серией "Виды Рима" он работал около 20 лет, до конца жизни. Он начинал с [изображения] светских, роскошных, светлых пространств, а заканчивал ближе к древним руинам, мрачным памятникам. Рим рисовали задолго до Пиранези, но именно в его творчестве жанр городского пейзажа достигает своего апогея. Пиранези придумал большой формат ведуты (разновидность архитектурного пейзажа в живописи или графике - прим. ред.) . Каждая гравюра Пиренези - это лаборатория творческого поиска: над одной медной доской он мог работать очень долго, до полугода. Некоторые листы имеют 8-10 разных состояний, - рассказывает хранитель музейных предметов Государственного музея истории Санкт-Петербурга Ольга Егорова. Влияние итальянца на советских зодчих можно проследить по чертежам ведущих ленинградских архитекторов 1920-1970-х годов: Ноя Троцкого, Иосифа Лангбарда, Евгения Левинсона и других. Выделяется три волны увлечения русских творчеством Пиранези: начало XX века, 1930-е годы и 1960-1980-е. В каждый из этих периодов архитекторы обращались к классицизму и романтизму как источнику вдохновения и материалу для переработки идей в духе пиранезианской эстетики. - Зал советской архитектурной графики поделён на приёмы, которые были характерны для творчества Пиранези: вид сквозь арку, угловые перспективы, большие фундаментальные пространства, контраст света и тени. Сам Пиранези смотрел назад, в прошлое, вдохновлялся античностью, руинами, классикой. Так и советские архитекторы заглядывали назад, так как Петербург - город классический. Эта особенность города влияла на архитекторов следующих поколений, включая периоды конструктивизма, сталинского неоклассицизма, модернизма. Так что Пиранези и наших архитекторов многое что объединяет, в том числе влюблённость в классику, - отмечает научный сотрудник Санкт-Петербургского музея Оксана Потапова. Выставка будет работать до 21 сентября. Фото: скрины программы "Свободное время" телеканала "Продвижение"