Рыночные отношения: ярмарки и базары Самары

Верхний и Нижний До образования губернии Самара была заурядным уездным городом с населением менее 15 тыс. человек. Салотопенные заводы и набирающая обороты хлебная торговля приносили основной доход городской казне. К середине XIX века в Самаре было шесть храмов, одна аптека, больница удельного ведомства, общественная баня и два рынка. Главным считался Верхний. Находился он в районе нынешней Хлебной площади. За мясом, крупой или солью горожане отправлялись именно туда, в специально выстроенные деревянные лавки, открытые круглый год. Летом центром торговли становился Нижний базар, расположенный на берегу Волги. Постоянных лавок не ставили, во временных балаганах продавали все необходимое для небогатых городских обывателей. К берегу причаливали барки с товаром. В июне привозили ягоды, в июле приходила баржа с посудой, в августе наступала пора яблок, арбузов, лука, грибов, в сентябре - капусты. На Нижнем закупали припасы на зиму. Рынок еще называли Бурлацким. Это было главное место найма сезонных рабочих - бурлаков, грузчиков и жнецов для уборки урожая. Базар открывался ранней весной и "жил", пока не закрывали навигацию. Бурлацкий тянулся по набережной от Панской (Ленинградской) до Воскресенской (Пионерской) улицы вплоть до часовни Святителя Алексия. Там более 200 лет назад открылось одно из первых в городе заведений быстрого питания. На плане города 1804 года напротив пристани изображены две постройки, стоящие перпендикулярно к берегу - это сытной ряд, где продавали простую недорогую еду. Эшафот на Троицком В 1830-е нынешняя площадь Революции называлась Торговой. Как писал Константин Головкин, она "была застроена кругом домами и имела назначение базара; в середине в беспорядке стояли лавочки, лари, навесы. В окружающих ее домах были более крупные торговли мукой и хлебом". Рынок там просуществовал недолго, в середине XIX века площадь замостили известковым ширяевским камнем, переименовали в Алексеевскую и сделали главной в городе. После пожара 1856 года основным местом торговли в Самаре стал Троицкий базар. С Алексеевской площади перенесли весы и эшафот, а городские часы установили на колокольне Троицкой церкви. Лобное место традиционно устанавливали на главной рыночной площади. Смертных казней в XIX веке в Самаре не проводили, эшафот был нужен для телесных наказаний. Головкин так описал процесс экзекуции: "Толстый палач в красной рубахе с засученными рукавами, в широких черных шароварах, с трехконечной плетью в руке приступал к делу… Народ считал удары. В пользу наказуемого тут же производился сбор денег". Последний раз лобное место использовали в 1865-м. Через два года эшафот перенесли на Воскресенскую площадь (ныне - Самарская), но публичных наказаний там уже не устраивали. К концу XIX столетия в Самаре было три основных локации, где проводили так называемые базарные дни. Тогда не только постоянные торговцы, но и ремесленники, и крестьяне близлежащих селений привозили свою продукцию. На Троицкой площади базары были по вторникам, четвергам и субботам, на Покровской - по понедельникам и пятницам, на Воскресенской - по средам и субботам. В базарный день на соответствующем рынке вывешивали флаг. Ежегодно в Самаре проводили три ярмарки, но коммерческого смысла они не имели, так как торговали на них те же купцы, что и на рынках, а покупателями в основном были горожане. Несколько раз управа пыталась отказаться от ярмарок, но их все же решили оставить исключительно для престижа города и увеселения не избалованной зрелищами публики. Выпить, закусить Особый колорит и самобытность рынкам придавали разного рода торговцы вразнос. Зимой на ярмарках и базарах, да и просто в местах скопления простого люда появлялись сбитенщики. Сбитень варили дома в котлах из воды и меда, для цвета добавляя жженный сахар, клали корицу, гвоздику и лимонные корки. Продавали по полкопейки за стакан. В одной руке у сбитенщика был специальный самовар из белой жести с горячим напитком, в другой - мешочек с углями. Поверх фартука, вокруг пояса надет особый футляр с нашитыми карманами с вложенными в них по полудюжины стаканов в каждый. Пробираясь между рыночными рядами, сбитенщик покрикивал: "Горячий с коричкой, гвоздичкой и лимонной корочкой!" Летом эти специалисты становились кислощевниками - торговцами домашним квасом с плавающим в нем изюмом. Этот напиток называли "кислыми щами", а если его готовили на патоке, то "баварским квасом". Были на самарских базарах особые продавцы, торговали они гречушниками - пышными конусообразными куличами из гречневой муки. По форме они походили на морковку высотой около 8 сантиметров. Держа запас товара в теплом ящике, один куличик торговец ставил на подставку. Любой желающий мог положить на этот гречушник две копейки и так ударить по выпечке, чтобы она упала, а монетка осталась на подставке. Если фокус удавался, покупатель забирал еду бесплатно, если нет - денежка доставалась продавцу. К концу базарного дня сумма выигранных "двушек" намного превышала стоимость всего товара. Троицкий базар - старейший действующий рынок Самары, в следующем году ему исполнится 170 лет. Болгарка и Воскресенка Кроме продовольственных были рынки сенные, дровяные, вещевые или по-простому - барахолки. Самой известной толкучкой после революции стала Болгарка. Занимала она огромное пространство между стадионами "Буревестник" и "Локомотив". Где теперь размещаются Губернский рынок и универмаг "Самара", раньше был пустырь, и на нем - толкучка. Когда-то там находились Болгарские огороды. Название они получили, по-видимому, из-за того, что переехавшие в Самару с Балканского полуострова "братушки" арендовали эту землю у города. Болгарка даже стала именем нарицательным, и более полувека крупные вещевые рынки самарцы только так и называли. После Великой Отечественной войны в магазинах почти ничего не было, за покупками отправлялись на рынок. Журналист и писатель Владимир Шикунов вспоминал: "К Болгарке шли от трамвайной остановки на Арцыбушевской по Ульяновской "вверх". На всем протяжении этой улицы до самой толкучки сидели нищие, в основном инвалиды. Гадали с помощью морских свинок, тянувших "билеты" с предсказаниями судьбы. Пели под гармошку и продавали тексты исполняемых песен, неофициальных, разумеется, всегда душещипательных. Тексты размножались на пишущих машинках". По его мнению, Болгарка сыграла в жизни горожан немалую роль и помогла выжить не одной тысяче самарцев. Базары не отличались чистотой и ухоженностью. Работали под открытым небом, даже навесы были редкостью. Таким же был и Воскресенский рынок, на месте нынешней Самарской площади, тогда сплошь застроенной старыми, деревянными домами. Вокруг рынка лепились многочисленные пивнушки и забегаловки. Считалось, и, видимо, не без оснований, что это место криминальное, где приторговывают запрещенными товарами. С конца 40-х начался закат Воскресенки. Сначала рынок разрезали пополам, открыв проезд по Самарской улице, где позже пустили второй маршрут троллейбуса (до улицы Чкалова), а затем вовсе ликвидировали. Под крышей После войны в крупных городах страны начали строить крытые колхозные рынки. 5 ноября 1949 года в Куйбышеве открыли крытый рынок Кировского района. Построили его в квартале между Девятой и Десятой линиями Безымянки. Их в том же году переименовали в улицы Воронежскую и Калинина. Тротуары, ведущие к бойкому месту, заняли нищие инвалиды. Старожилы Безымянки помнят человека по прозвищу Алямс, который организовал артель попрошаек. Он распределял среди них места, следил за порядком и делил заработки. Рынок, который сейчас называется Губернским, открыли в июле 1955 года. Возвели его по проекту архитектора Петра Щербачева. С этим строительством начался закат Болгарки. Толкучку много раз переносили в разные районы, пока совсем не убрали из города. Жизнь менялась, теперь на барахолку ездили не за вещами первой необходимости, а за модным дефицитом. В начале 1970-х вещевой рынок перенесли в Кинель, а в 1974-м Болгарка переехала на станцию "Энергетик" рядом со Смышляевкой. Именно там модники втридорога покупали джинсы и импортные сапоги. С началом Перестройки вещевые рынки вернулись. В 1986 году с Ленинградской убрали общественный транспорт, а несколько позже улица превратилась в огромную барахолку. Рынки открывали по всему городу, некоторые сохранились до наших дней.

Рыночные отношения: ярмарки и базары Самары
© СОВА