«Каждую жизненную историю пропускаешь через сердце»
Наталья Леонидовна Западнова в особом представлении не нуждается, это имя на протяжении десятилетий является знаковым для нашего региона. Напомним основные этапы ее биографии: окончила школу в Нижневартовске, работала учителем истории, затем связала трудовую деятельность с ВЛКСМ на городском, окружном и областном уровнях. В 1999 году назначена заместителем председателя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа по вопросам социальной политики, в 2011 году становится депутатом Думы округа 5-го созыва, через пять лет – заместителем председателя окружной Думы. А в ноябре 2019 года Наталье Леонидовне присвоено звание почетного жителя города Ханты-Мансийска.
– Повсюду в вашем кабинете расположились ангелы. Откуда такое увлечение?
– Некогда кто-то подарил мне первую фигурку ангела, и с тех пор они стали ко мне «слетаться». Много ли? Не знаю, наверное, больше двухсот.
– Ангел как-то ассоциируется с вашим характером?
– Во всяком случае просто так на свете ничего не случается. Хотя не знаю, ангельский ли у меня характер…
– Самый частый и наверняка надоевший вопрос, который задают вам журналисты, звучит примерно так: «Женщина во власти – это нонсенс или норма?» Подобные вопросы – это следствие многовекового патриархата?
– Их постановка в корне неверна. Главное, чтобы человек являлся профессионалом в своем деле, выполнял обязанности хорошо и качественно – тем более в социальной сфере, напрямую связанной с жизненным благополучием людей.
– В общественной жизни вы с малых лет – впереди на белом коне. Почему вам всегда и до сих пор больше всех надо?
– У каждого своя стезя, так уж я устроена. Вовремя осознала, что чем больше я занята в течение дня, тем больше полезного удается сделать. Мне всегда было интересно заниматься общественной работой – и в пионерии, и в комсомоле, и в студенческом строительном отряде. Постоянно принимала участие в самодеятельности, организации праздников и различных мероприятиях.
– Неужели уже тогда хотелось командовать людьми?
– Не особенно. У меня были строгие родители, которые вовремя и правильно разъяснили систему жизненных ценностей.
– Перечитал несколько ваших интервью четвертьвековой давности и хотел бы вернуться к некоторым ответам. Например, вы утверждали: «Моя работа состоит в разрешении ряда людских проблем...» Не устаете от чужих проблем, забот, слез?
– Конечно, устаю, это нормально – уставать, главное при этом – не опускать руки. К тому же с годами приходит ценнейший помощник – опыт, который вовремя подсказывает, что с подобной проблемой уже приходилось сталкиваться ранее, следовательно, и оптимальное решение уже существует. Каждую жизненную историю пропускаешь через свое сердце, любую судьбу рассматриваешь через призму собственной семьи и всегда думаешь: а если бы эта беда случилась с твоими близкими? Это позволяет найти правильное решение. Вообще, время все расставляет по своим местам.
– Вы утверждали, что больше всего цените порядочность и ответственность, не любите хитрых и лживых людей, которые пообещали и не выполнили. Но ведь в делах государственной власти справедливость нередко входит в противоречие с целесообразностью, а лукавство служит обычным инструментом в политической, а тем более предвыборной борьбе…
– Умение лавировать является необходимым качеством политика, но лукавить я не люблю, гораздо правильнее и честнее сказать: «Я не знаю, как решить ту или иную проблему». Зачем врать, если ложь в любом случае рано или поздно вылезет наружу? Хотя понимаю: для одних добро – вовсе не добро, а зло – это совсем не зло…
– Еще одна ваша цитата: «Я очень логичный человек. В поступках чаще всего руководствуюсь разумом, а не сердцем. Прежде чем принять какое-то решение, десять раз подумаю». Значит ли это, что практически никогда не совершаете ошибок?
– Отчего же? Все люди время от времени допускают ошибки, и я не являюсь исключением. Другое дело, что меня можно назвать системным человеком – в том смысле, что перед тем как принять решение, всегда стараюсь просчитать все риски и таким образом убедить самого строгого судью – саму себя.
– О чем мечталось вам в юности? Можете сказать сегодня – сбылись ли эти мечты?
– Когда-то очень хотела стать археологом, но после первой же практики резко расхотела. Во всяком случае уж точно никогда не мечтала стать начальником.
– Личные странички в соцсетях ведете самостоятельно?
– Конечно, в первую очередь потому, что таким образом оперативно получаю самую разнообразную информацию. Очень многие югорчане обращаются со своими проблемами, отвечаю всегда сама, а вот контроль за исполнением поручаю кому-то из помощников – все-таки чаще всего в процесс решения того или иного вопроса вовлекается множество инстанций.
Но в некоторых случаях передоверить проблему нельзя никому, поэтому приходится использовать лишь собственные силы и возможности. Так случилось, например, когда ко мне обратилась мама одного из бойцов, получившего серьезнейшие ранения в зоне СВО. Он находился на лечении в одном из военных госпиталей Санкт-Петербурга и ему грозила полная ампутация конечностей, в результате чего он не смог бы использовать протезы. Мне пришлось подключить все связи… Всегда буду использовать любые способы для решения важных вопросов для людей.
– Лишь очень недалекий человек может считать, что власть дарит только приятные ощущения, на самом же деле это тяжелейший груз ответственности. Где черпаете силы для того, чтобы до сих пор тащить этот воз?
– Ну, во-первых, помогает хорошая генетика, во-вторых, житейский опыт, в-третьих, умение отдыхать – совершать прогулки, иногда просто побыть с собой наедине, почитать.
– Вы признавались, что предпочитаете детективы, литературу по психологии, женские толстые журналы. Вкусы не изменились?
– Данное чтиво предпочитаю в дороге – как возможность переключиться от насущных проблем. Вообще люблю читать философов, а еще воспоминания, например, Ширвиндта, Цискаридзе, Сергея Александровича Соловьева.
– С большим удивлением увидел на вашей страничке недавние посты, касающиеся сбора лисичек с последующим их приготовлением. Неужели это замечательное блюдо действительно является плодом ваших собственноручных трудов?
– Жуть как люблю собирать лисички, и мне действительно нравится готовить. Могу и рыбу нафаршировать, и испечь что угодно.
– Вы – одна из немногих людей во власти, кто искренне, а не декларативно интересуется краеведением…
– Мне очень интересна история моей семьи и, как следствие, – малой родины. Мой прадед, офицер царской армии, перешел на сторону большевиков и был расстрелян на «барже смерти», вторую семью деда сослали из Новосибирска на Север, мама родилась в несуществующей теперь деревне Алекино Ханты-Мансийского района. Надо помнить о своих корнях.
– И что, уже составили генеалогическое древо?
– Пока нет, но обязательно составлю.
– У каждого человека на земле есть точка притяжения, к которой прикипел душой. У вас есть такая?
– Даже несколько: Суздаль, Соловки, Нижневартовск. Каждая из них является моим «местом силы». А еще такими «точками» являются мои друзья, где всегда можно поменять обстановку, поболтать, иногда – просто спрятаться.
– От кого?
– Прежде всего – от самой себя.
– Входит ли в число знаковых для вас мест Ханты-Мансийск?
– Несомненно, ведь это город, где я живу и работаю много лет. Спасибо Александру Васильевичу Филипенко, который ставил задачи, на первый взгляд казавшиеся фантастическими. Но Ханты-Мансийск – это город, где невозможное становится возможным.