В Севастополе прошли гастроли балетной труппы Марийского театра оперы и балета
В Севастополе завершились гастроли балетной труппы Марийского театра оперы и балета имени Эрика Сапаева. "Лебединое озеро", "Жизель" и "Щелкунчик" прошли с триумфом. Уже за несколько дней до представлений в кассе висел аншлаг.
Собственно, это был ответный визит замечательного коллектива в город-герой. В конце мая зрители Йошкар-Олы тепло встретили артистов Севастопольского драмтеатра имени Луначарского. Творческий обмен стал возможен благодаря всероссийской программе "Большие гастроли".
Конечно, севастопольская публика обожает танцевальное искусство. Однако в предвкушении "чего-то прекрасного, нового" всегда есть осторожное "но": обещаны сверхпопулярные шедевры мирового балета, артисты из Марий Эл здешним зрителям не знакомы - а вдруг и ожидания окажутся "завышены"? Хотя… художественный руководитель марийского театра - Константин Иванов. Он 90-е годы он был премьером Большого театра, основал в Йошкар-Оле свою, марийскую школу балета. И скажу сразу: уровень спектаклей даже превзошел ожидания севастопольской публики.

Техническое мастерство тщательно подобранного ансамбля танцовщиков позволило раскрыть образную глубину каждого балета, выявить его хореографическую архитектонику, акцентировать тему мечты о царстве гармонии, мира, красоты. Переосмысленные Ивановым финалы постановок абсолютно согласованы с их музыкальным текстом и формируют семантическое пространство оптимистической трагедии, где главенствуют мотивы чудесного преображения главных героев, познавших тернистый путь судьбы. Даже горячо любимый публикой "Танец маленьких лебедей" поразил не только филигранной отточенностью и синхронностью движений, но и какой-то обостренной пластической настороженностью.
Если "Лебединое озеро" и "Жизель" Иванов подверг тактичной редакции, то "Щелкунчик" - целиком его балетмейстерское творение. В полном согласии с музыкой Чайковского он создал особый мир - локус памяти, где главные герои исключительно танцевальными средствами переживают одновременно прошлое и будущее, "законы естества" становятся сном и призраком. Этот "Щелкунчик" - о триумфе над смертью, над законами материального бытия.

Заглавные партии в трех балетах исполнили Кристина Михайлова и Артем Веденкин. Статного премьера отличает элегантный стиль, благородная манера танца, точная координация всех па и умение подать партнершу. О прима-балерине хочется сказать словами археолога Людвига Борхардта, раскопавшего бюст Нефертити: "Описывать бессмысленно - смотреть!"
Четыре образа, созданные Кристиной, покоряют лирикой сильного человека, способного на жертвенный подвиг во имя любви. Ее Одетта и Жизель прощают своих избранников ради их же будущей жизни, очищенной от скверны легкомыслия и предательства. Фуэте в исполнении Михайловой будто хлещут по людским слабостям, ведущим в ад. Ее Маша отважно бросается в сказочный омут, всем сердцем веря в счастливый финал своего рождественского паломничества в неизведанный мир взросления души и тела. Самая "молодо-искренно-лирическая", по слову Немировича-Данченко, Кристина Михайлова и в своей Жизели не признает бессмысленного танца ради танца.
Главное открытие этих гастролей для севастопольских зрителей: руководимая Константином Ивановым балетная труппа поднимается до уровня интеллектуального искусства. Он делает акцент не только на выразительность и легкость каждого па, но и на серьезное становление душ и умов артистов. Чего не могли не оценить поклонники балета за три чудесных дня спектаклей Марийского театра.