Столичная архитектура: от идеи — к практике, как рождались шедевры под открытым небом
Для многих туристов и не только визитная карточка города — это прежде всего его архитектура. Накануне Дня строителя «Вечерняя Москва» побеседовала с кандидатом исторических наук, замдиректора по науке Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева Анатолием Оксенюком о том, кому обязана Москва своим неповторимым обликом и как создавались некоторые из ее примечательных построек.
— Анатолий Анатольевич, не секрет, что архитектура, чтобы не остаться лишь красивой идеей своего творца, не может обойтись без строительства. Верно, что когда-то архитектор и строитель были по сути единой профессией?
— Действительно, исторически строительство и архитектура — понятия, в общем-то, неразрывные. Более того, в Средние века, например, на Руси не существовало понятия «архитектор» — были «зодчие», которые создавали всю постройку «под ключ», начиная от идеи и вплоть до оформления ее интерьеров. То есть и проектирование, и согласование с заказчиками, и воплощение утвержденного проекта — все это было единым технологическим процессом, который в ходе промышленной революции и развития массового строительства распался на составляющие — появились и архитекторы, и конструкторы, специалисты по строительным материалам, по коммуникациям. Профессия архитектора постепенно стала обозначать собой специалиста, который в первую очередь отвечает за проект как за идею создания того или иного здания, организации в нем функционального, удобного для людей, эстетичного пространства. А строительство — это зримое воплощение архитектурных идей, которое переводит их из абстракции в практическую плоскость, что тоже требует определенного таланта и опыта.
— Можно ли сказать, что, перестав вникать в детали строительства, архитекторы стали меньше влиять на конечный результат?
— Это не так. Во-первых, при подготовке будущих архитекторов они все так же получают серьезный запас знаний в области строительства, и такое понятие, как архитектурный надзор, никто тоже не отменял. Известно немало случаев в современной истории, когда архитекторы — авторы проектов буквально руководили стройками, вникая во все тонкости строительного процесса. Вот, к примеру, уже этой осенью у нас в Музее архитектуры откроется выставка, посвященная архитектору Иллариону Иванову-Шицу. Сегодня несколько забытый московский архитектор, он очень много строил в нашем городе, начиная с конца XIX века и до своей смерти в 1937 году. Среди самых известных его созданий — Клуб Московского купеческого собрания на Малой Дмитровке (с 1930-х в этом здании размещается Театр «Ленком»), также он руководил архитектурными работами по перестройке Андреевского и Александровского залов Большого Кремлевского дворца в Зал за седаний Верховного Совета СССР. Был награжден орденом Ленина. Но главное, Иванов-Шиц был ярким примером архитектора, который очень хорошо вникал в строительное дело, занимался регулярным практическим проектированием, корректируя в процессе строительные планы, если это было необходимо. Также поступал и Алексей Щусев, автор легендарного проекта Казанского вокзала в Москве, многие практические моменты решая прямо в процессе стройки. Для них это было естественно.
— Какие еще памятные свидетельства о сотрудничестве архитекторов и строителей хранятся сегодня в Музее архитектуры?
— Практически любое знаковое здание — это пример эффективного сотрудничества. Сейчас у нас активно пополняется коллекция предметов, связанных с эпохой советского модернизма, интерес к которому снова растет. Мы получили эскизы и документацию по строительству легендарного Дворца пионеров на Воробьевых горах, связанные с доктором архитектуры Феликсом Новиковым. Кроме того, большой блок материалов относится к наследию народного архитектора РФ, профессора МАРХИ Владимира Кубасова, в том числе его эскизы с вариантами проектов здания МХАТа на Тверском бульваре.
СПРАВКА
В Музее архитектуры имени А. В. Щусева проходит выставка «Времени нет» — первый музейный проект формата творческой лаборатории. На выставке представлен 21 уникальный экспонат, созданный специально для проекта приглашенными архитекторами, художниками и урбанистами. На создание работ авторов вдохновила коллекция музея, а также личные воспоминания, связанные с архитектурой. Выставка-лаборатория включает большую исследовательскую практику, живые дискуссии, занятия со студентами и молодыми специалистами в стенах музея.