Революционер, шпион и пара нефтяников: в Самаре прошла экскурсия по неочевидным скульптурам

Фестиваль проходит с 26 июля по 3 августа. Он дает возможность познакомиться с новыми пространствами города, искусством и проектами локальных авторов. В программе - экскурсии-пробежки, поэтические чтения, концерты, лекции, дрейфы и медиации. Участники посещают гаражные массивы, дворы и арт-пространства, изучают набережную. "Перекресток четырех скульптур" - это экскурсия, посвященная исследованию пространства улицы, где находятся артефакты из разных эпох. На углу Красноармейской и Арцыбушевской установлены изваяния, которые являются яркими образцами своего времени. О них и рассказал Сергей Баландин во время прогулки. - Перекресток неочевидный, тут редко водят экскурсии, - говорит он. - Тем не менее тут находятся интересные объекты, которые отражают тренды в скульптуре. Наша прогулка субъективна. Это не типовая экскурсия, где мы погружаемся в биографию авторов, а разговор о том, что присутствует в городском пространстве и как вдумчивый прохожий может что-то почерпнуть и понять в скульптурах. Группа встретилась у памятника большевику Василию Арцыбушеву напротив школы № 12. Монумент установили в 1980 году. Автор - скульптор Александр Головин. Он же через пять лет создал скульптурную композицию из нержавеющей стали в память о летчице Ольге Санфировой на улице Аэродромной. В советское время художник экспериментировал с формой и создавал прогрессивные образы. Арцыбушев в варианте Головина не имеет тела и шеи. Это огромная голова с густой копной волос, развевающихся на ветру. Возможно, скульптор хотел подчеркнуть, что важна мысль, а не материя, ведь в советское время был популярен мотив победы разума над плотью. В то же время кажется, что перед зрителями не революционер, а богатырь. Усиливает значение памятника место его установки. Так совпало, что все ближайшие к объекту улицы названы в честь революционеров, которые жили в городе в начале прошлого века, - Ленинская, Братьев Коростелевых, Арцыбушевская, Буянова, Никитинская. - Арцыбушев тут похож больше не на Маркса, а на Ницше, он будто рассказывает нам про сверхчеловека, - отмечает Баландин. - Головин - чудесный автор. Эта скульптура находится в ряду работ, в которых прослеживается тренд на 1960-е, когда обращались к эстетике символизма, импрессионизма, модерна. Затем экскурсия переместилась на Ильинскую площадь, где находится памятник митрополитам Мануилу и Иоанну. Это более современный образец. Автором является Николай Куклев. Композиция посвящена наставничеству: Мануил был учителем Иоанна. Особенность скульптуры в том, что с первого взгляда трудно определить, какая из фигур выше по старшинству. Разгадка проста - наставник сидит за столом с книгой. Памятник установили в 2014 году. Он отражает тенденции в скульптуре, которые сохраняются до сих пор. Обе фигуры смотрят прямо и словно позируют для фотографии. Если вспомнить другие самарские бронзовые изваяния, то создается ощущение, что они тоже созданы по архивным снимкам героев и персонажей. Это связано с тем, что современные скульпторы стремятся к тому, чтобы их творения были ближе к людям. Для этого убирают постаменты, создают бронзовые лавочки и размещают арт-объекты в проходных местах. Важен момент фотографирования, который влияет на эстетику работ. Следующая точка маршрута - напротив офицерского дома на улице Красноармейской, 62. Там находится бюст Рудольфа Абеля (настоящее имя Вильям Фишер). Он известен многим как легенда советской разведки. Во время Великой Отечественной войны проживал в Куйбышеве на улице Молодогвардейской. В конце 1950-х его деятельность раскрыли в США и должны были посадить в тюрьму. Абеля удалось обменять на американских шпионов. Остаток жизни разведчик прожил под чужим именем. Бюст выглядит необычно из-за того, что у него нет спины. Фигура кажется скромной и неприметной, хотя вокруг этого человека происходили глобальные события и разворачивались противостояния между странами. Еще один образец самарской скульптуры - рабочие на крыше "Гипровостокнефти". Здание начали возводить в 1938 году, завершили строительство в 1950-х. Фасад украсили фигурами мужчины и женщины, которые стоят возле советского герба. В прошлом подобные примеры парных скульптур встречались часто. Самый популярный памятник в таком стиле - "Рабочий и колхозница" в Москве. Вариант из Самары отличается тем, что тут воссозданы именно нефтяники. Мужчина держит молот, а женщина - документы или чертежи. Они символизируют силу и знания. Также они олицетворяют тех, кто, по мнению советской власти, должен был строить светлое будущее. Взгляды статуй обращены не вперед, а в разные стороны и немного вверх. Их взор будто продолжает архитектурные линии здания и проникает в далекие космические пространства.

Революционер, шпион и пара нефтяников: в Самаре прошла экскурсия по неочевидным скульптурам
© СОВА