"Гениальность - это выход за рамки". Драматург и актриса театра "Комната 24" о лермонтовском мифе и критике

Анастасия Мирошниченко рассказала "Омск Здесь" о новой постановке независимого театра "Комната 24", идею которой вынашивала несколько лет. Эта девушка объединила в себе сразу две творческие роли. Она не только написала пьесу "Мишель" о Михаиле Лермонтове, спектакль по которой был поставлен независимым театром "Комната 24" в Доме актёра, но и исполнила одну из ролей в постановке. В интервью "Омск Здесь" Анастасия Мирошниченко рассказала о своей любви к классику, о том, какой любопытный момент его биографии хочет "раскопать", а также порассуждала о жестокости на сцене. - Настя, почему ты решила взять историю именно Михаила Лермонтова? -У меня ещё со школы любовь к его творчеству. Я увлекалась не только поэзией и романами, Лермонтов мне был интересен как личность. Я зачитывалась его биографией уже в школе, было какое-то притяжение. Меня всегда интересовал вопрос, как человек, проживший только 26 лет, смог написать такие глубокие произведения. Мне через 3 года будет 26. Это ведь так мало. А если почитать его стихотворения, то складывается такое чувство, что это писал глубоко умудрённый жизненным опытом человек. Мне захотелось в этом разобраться. Я, конечно, могу только строить догадки, но благодаря проделанной работе со спектаклем, мне кажется, к ответу я немного приблизилась. - Как тебе пришла идея совместить биографию Лермонтова и эльфийский лес? - Мне не хотелось делать банальную историю или просто байопик, где мы пойдём уже по начерченному пути. Есть даже фильм такой, и причём не один. Я сама люблю мифологию, я писала диплом по магическому реализму. Мне кажется, я в этой теме шарю (смеётся) . Есть ответвление от этой легенды по поводу предсказаний: якобы Томаса Лермонта полюбила королева эльфов, увела в свой лес и, собственно, одарила его даром предвидения. Это очень красивая мысль. Она очень нравилась поэту Соловьёву, и он писал, что, возможно, в этом как раз и есть причина лермонтовского мятущегося духа. В его проникновенности темой, не свойственной возрасту писателя. Возможно, в этом и есть ответ на вопрос, который я ищу. То, что он не совсем принадлежит этому миру. Мысль красивая? Да, очень красивая. Почему не наложить на спектакль эльфийскую тему? Такое сочетание мифологии и фактов из биографии помогает лучше раскрыть личность этого человека. - То есть мы не можем оправдать его нестандартное мышление только за счёт эльфов? - Он был мечтательным мальчиком с самого детства, хрупким душевно, нервозным. Лермонтов был очень восприимчив и постоянно находился не в реальном мире. Но именно гениальность - это выход за рамки. - Ты сыграла в спектакле Варвару Лопухину. Как думаешь, был ли у неё и Лермонтова шанс на счастливый финал? - Очень хочется в это верить. Там тоже интересная история. Наверное, если бы не встреча с Екатериной Сушковой, возможно, был бы. Но там ведь и семья была не согласна с этим браком. Варя была готова за ним пойти на край света, а он думал, что может испортить ей жизнь. Вот он чувствовал в себе это плохое. Наверное, у них был бы шанс, если бы он проявил какую-то твёрдость. Но тогда я думаю, мы бы не получили такого поэта, каким был Лермонтов. Поэтому, если рассуждать романтически, да, мне хочется, чтобы у них был шанс, но это была бы вообще другая история. - Теперь поговорим про тебя. Ты по образованию филолог. Это как-то помогает в твоей актёрской деятельности? - Я часто шутила, что мы с одногруппницами получили образование дворянок. Мы много читали, рассуждали. Я всегда говорю, что филолог не только русист и литературовед, но ещё немножко философ, немножко историк, немножко психолог. Как мне кажется, актёр всё это в себе сочетает. Он должен быть начитанным человеком, у него должен быть вкус к жизни и тяга к тому, чтобы постоянно пробовать новое. Как говорила актриса Светлана Иванова: "Никогда нельзя на прослушивании говорить, что ты что-то не умеешь". Тебе сказали, допустим, что нужно скакать на лошадях. И даже если ты не умеешь, говори, что навык такой у тебя есть. Актёр должен всегда хотеть докопаться до чего-то нового, филолог тоже постоянно исследует и ищет взаимосвязи. - Получается анализ произведений и персонажей филологом перекликается с актёрской работой, где артист анализирует своих героев? - Да, конечно. Без глубокого анализа ничего не получится. Если ты не прожил роль, это будет просто картонная иллюзия, которая, собственно, ничего зрителю не даст. - Что тебе сложнее всего даётся на сцене? - Смотря в каком смысле - психологически или физически. Конечно, психологически тяжело погружаться в подобных персонажей, как Варя. Допустим, сцена с домашним насилием Бахметевым. Это было тяжело! И чем чаще мы это репетировали, тем ещё тяжелее становилось. Ты погружаешься в какой-то мрак полного одиночества, жуткой безнадёги, из которой тебе нужно потом ещё и успеть выбраться, потому что у тебя потом уже следующая сцена, и тебе там нужно другие эмоции показать. Если говорить о каких-то навыках, то нет предела совершенству. Я очень люблю петь, танцевать, люблю всё, что связано с театром. Я училась в музыкальной школе, и с пением проблем нет. А вот с танцами труднее, я ими не занималась, но 8 лет занималась гимнастикой. В этом спектакле очень много танцевальных номеров, приходилось чуть больше работать над пластикой. Хореографы Дарья Балашова и Мария Кот нам говорили: "Чтобы всё получилось, вы не должны думать, какое движение идёт следом. Вы должны просто жить в танце". - Возвращаясь к теме трансформации собственного "Я". Актёры, и не только профессиональные, как мы видим, с этим часто сталкиваются. Ты лично как с этим справляешься? - Когда я общалась с актрисой Вахтанговского театра Асей Домской, она говорила о том, что не только сложно выйти, бывает сложно войти в персонажа. Нужно за несколько дней начинать дышать его воздухом, жить его мыслями. Я тоже стараюсь это делать, причём на подсознательном уровне. Интересное наблюдение: когда мы работали над спектаклем "Собачка бежит по кругу" (16+), всем составом спектакля начали повторять судьбы своих героев. Начали совершать поступки нам не свойственные, но свойственные им. Моя героиня Княжна совсем на меня не похожа, а с Варей в "Мишеле" немножко другая ситуация - она очень похожа на меня. Когда я писала сценарий, я соединила в ней историческую личность и себя. Это очень интересная внутренняя работа: благодаря своим персонажам ты начинаешь больше понимать себя. - Ваш театр сыграл уже немало спектаклей. Критикует ли вас зритель? - Конечно, критикует. Мы не боимся говорить, что мы независимый и любительский театр, говорить о том, что мы непрофессионалы. Конечно, иногда мы сталкиваемся с предубеждениями. У нас есть знакомые профессиональные актёры, на спектакли приходят люди, которые знакомы с театром много лет, приходят журналисты, которые пишут про театр. Многие говорят, что иногда вообще разницу не чувствуют, они забывают, что находятся не в профессиональном театре. Это самое главное для нас. Мы в свою очередь тоже растём, и хочется верить, что в профессиональном смысле тоже. Конечно, критика есть, потому что есть недоработки - без них никуда. Критикуют и профессионалов. Творчества без критики не бывает, и нужно быть готовым к ней. В чём-то прислушиваться, в чём-то оставаться верным себе. - В спектакле есть завуалированная сцена насилия. Почему решили оставить эту жестокость? - Кстати, отзывы были про неё: кому-то показалось, что она неоправданна. Нужно понимать, что стихотворение "Уланша", под которое поставлена эта сцена, основано на реальных событиях. Все стихотворения Лермонтова автобиографичны. В то время были и шикарные балы, и изысканные нравы, однако люди были всё так же друг к другу жестоки, и это нельзя скрывать. Также эта сцена нужна для того, чтобы показать, что, несмотря на ужасные поступки Лермонтова, в нём не утеряна человечность. Ведь он сам в ужасе от того, что творят юнкера в этой сцене. Думаю, что у девушек эта сцена точно щёлкнула. - Настя, почему зритель должен прийти на ваш спектакль "Мишель" театра "Комната 24"? - Я считаю, что театр не должен давать ответы, он должен подталкивать человека к тому, чтобы он задавал вопросы. Даже те, которых боится. Именно такие вопросы мы ставим в постановке "Мишель". Я часто думаю: судьба ли руководит человеком или мы сами в ответе за свою жизнь и нет никакого предопределения. Наверняка каждый хоть раз бросал фразу: "Да что ж такое? Что ж судьба так меня не любит?" Но может, это не судьба, а мои собственные решения, и есть причина неудач? И если вы тоже мучаетесь вопросами предопределения, если вы потерялись в вопросах ответственности за свои решения в жизни и где-то даже боитесь их, тогда, думаю, вам стоит прийти на "Мишеля". Хотя бы для того, чтобы почувствовать, что вы не одиноки в своих сомнениях. Лермонтов тоже об этом думал. Автор текста: Ирина Феденёва Фото: Андрей Жучков

"Гениальность - это выход за рамки". Драматург и актриса театра "Комната 24" о лермонтовском мифе и критике
© Омск Здесь