Вывести коня на поле и переодеть сто реконструкторов за час. Директор Омской крепости об уникальности исторических фестивалей

309-летие Омска станет поводом познакомиться с историческими событиями, которые предшествовали основанию города. Мы побеседовали с директором Омской крепости, чтобы подробнее расспросить об уникальности омских исторических фестивалей, перспективах развития реконструкции в нашем городе и планах общественников на следующий год. 2 и 3 августа территория Омской крепости станет местом, где вновь оживёт военная история Прииртышья 17- 20 веков. Тематика интерактивных площадок охватит исторической период протяженностью практически 450 лет, когда военно-пограничная специализация была главным вкладом региона в становлении и сохранении российской государственности. Рассказ начнётся с истории об эпохе Взятия Сибири, а продолжится временем строительства Сибирской оборонительной линии и Омской крепости, созданием Степного генерал-губернаторства и подчинения Омску гигантских западных Центрально-Азиатских территорий. Особое место на фестивале будет уделено вкладу города трудовой доблести в победу в Великой Отечественной войне. Центральным и, пожалуй, самым зрелищным событием фестиваля станет масштабная театрализованная военно-историческая постановка. Зрители увидят бой служивых людей первой имперской армии со степняками - джунгарами - во время походов для присоединения Прииртышья к Российской Империи. В действии примут участие 130 военно-исторических реконструкторов, 12 военно-исторических клубов из разных городов страны, и даже конные клубы Омска. В преддверии фестиваля мы встретились с директором Омской крепости Василием Мининым, чтобы узнать, какими силами организовывают подобные масштабные события, с чего начинается фестивальный день и почему тягловая лошадь на поле - это начало большого сибирского исторического проекта. - Василий, расскажите, почему решили остановиться именно на этом периоде в истории Сибири и показать зрителям, какие события происходили в Барабинских степях? - В этом году наши фестивали посвящены военно-пограничной тематике. Эта специализация важна для российской и мировой истории Омской области. Мощный военный рубеж с XVII по середину XIX века обеспечил безопасность региона и стал основой для его развития. Без него многие проекты государства, императоров и царей не были бы реализованы. Вообще программу мы начали продумывать несколько лет назад, а в этом году проект набрал обороты. Особое внимание уделяется периоду Великой Отечественной войны - значимому и знаковому для нашего города. Военно-историческая реконструкция этого времени важна, потому что именно тогда был основан Омск. Бои против джунгаров показали, что Российская империя закрепилась в центре Евразии. Теперь это российские территории, и мы здесь навсегда. - Вы покажете театрализованную постановку зрителям уже в третий раз. Можно ли утверждать, что она, как и реконструкция сражения, посвящённая событиям 1612 года, станет ежегодной? - Да, фестиваль, который пройдёт в День города, будет ежегодным. Этот период будет важен для нас ещё много лет. Конечно, мы ещё не достигли своего максимума, но каждый год планируем добавлять что-то новое. Каждый раз к нам приходят разные зрители, и мы можем делать наши мероприятия лучше. В эти выходные, например, будет не один, а два русских лагеря и застава. Приедет больше реконструкторов, в том числе в новой форме времён Петра Первого. Джунгаров тоже будет больше, да и участники уже лучше подготовлены. - Правильно ли я понимаю, что с каждым таким фестивалем растут не только ваши навыки, но и возможности? - Сражение, взаимодействие и тактика - всё это мы делаем намного точнее и масштабнее, чем раньше. Первые фестивали тоже были интересными, но из-за ограниченного масштаба мы не могли продемонстрировать многие детали. Например, как русские делили войска на подразделения, что было основой линейной тактики. Теперь у нас есть возможность наглядно показать всё это в полной мере. Это не просто продолжение многолетней программы по реконструкции, а попытка "проиллюстрировать", как на самом деле происходили исторические события, которые заложили фундамент нашей жизни в этом регионе. - В анонсе фестиваля заявлено, что вновь приедут участники из других городов. Расскажите, гостей откуда вы ожидаете? - В этом году, наверное, по количеству участников у нас самый большой фестиваль. К нам приезжает более 40 гостей, а вообще в событие примут участие около 120 добровольцев. К нам прибудут друзья и коллеги из Москвы, Новосибирска, Кемерово, Томска, Екатеринбурга. Как всегда, участвуют наши областные команды из Тары, посёлков Саргатское и Большеречье. - На День России зрители были поражены, что на поле появился конь. Скажите, в представлениях теперь всегда будут участвовать и животные? - В прошлый раз мы привели тягловую лошадь, а сейчас мы налаживаем партнёрские отношения с одной из омских конюшен. В этот раз в театрализованной постановке будут участвовать два всадника, они выступят за джунгар. А ещё у нас появится кавалерия. Мы надеемся на долгосрочное сотрудничество, думаю, что со следующего года кавалерийские схватки станут полноценными. Мы договорились, что будет максимум восемь лошадей. Это станет одним из первых случаев в Сибири, когда отряды на конях будут задействоваться систематически. В Новосибирске был гусарский полк, но там было всего шесть скакунов. Сейчас этого нет. Наша кавалерия будет уникальной фишкой. Она нужна, чтобы показать кочевников и русских на лошадях. Это качественно разнообразит фестиваль и добавит реалистичности происходящему. - Давайте теперь поговорим про организацию фестиваля. Видим, что количество декораций и костюмов к сражениям растёт и меняется. Почему перед каждым мероприятием вы приступаете к новым заготовкам? - Реконструктор, историк и археолог не могут знать всё. Поэтому мы постоянно обновляем данные. Иногда это приводит к "страшным" последствиям. Мы можем долго работать над проектом, а потом выяснять, что сделали его неправильно. Приходится всё переделывать. У нас есть история о кафтанах XVII века. Мы перешивали их девять раз, пока не пришли к оптимальному варианту, который бы устраивал и учёных, и нас, и подходил для полевых условий. То же самое происходит и с другими проектами. Например, мы начали делать мундиры Петровского времени. Потом к нам приехал специалист по униформе того периода из Санкт-Петербурга и нам пришлось многое перешивать. - Как быстро вы исправляете ошибки? Почему нельзя оставить костюмы и оружие несовершенными? - Мы не всегда можем сразу устранить все недостатки. Но если недочёты серьёзные, мы стараемся исправить их. Это наше правило. Создать полный комплект сразу очень сложно. Например, когда мы начинали готовиться к фестивалю Петровского времени, у нас было три фузеи (дульнозарядное гладкоствольное ружьё с ударно-кремнёвым замком - прим.ред.) . Потом их стало семь, а теперь будет тринадцать. Это сложная ручная и дорогостоящая работа, которая требует много времени. В современных реалиях, когда мы можем уделять этому занятию 2-3 часа в день, накопить всё сразу затруднительно даже в течение многих лет. Поэтому всё собирается постепенно. - Мы видим, как подход к организации батальных постановок развивается. Теперь они проходят не на площади, а на берегу Иртыша с декорациями, которые активно задействуются. Почему вы стали уделять больше внимания дополнительным элементам? - Реконструкторы из других городов ценят нас именно за то, что мы создаем сложные площадки. Обычно они проводят свои мероприятия на чистом поле, где максимум можно найти какие-то небольшие дополнительные элементы. Мы же каждый год стараемся сделать что-то новое: создаём фашины (изгородь из прутьев), окопы, заборы. У нас есть небольшой парк телег. Всё это делает участие в реконструкции более интересным для самих участников, которые ощущают себя настоящими бойцами. Именно в таких условиях начинают проявляться интересные моменты: кто-то может спрятаться, замаскироваться и неожиданно напасть, создавая несколько точек внимания. Реконструкция в чистом поле становится по-настоящему интересной, когда в ней участвует около тысячи человек. В этом случае мы видим взаимодействие войск, которое выглядит масштабно и впечатляюще. Однако если участников меньше, например, 100-150 человек, то действия становятся более однообразными и линейными. - А как чувствуют себя участники фестиваля в различных условиях? События проходят под открытым небом. В ноябре они в шерстяных кафтанах - им тепло. А прошлый бой проходил при температуре +30 градусов. Как им такая погода? - В жару было тяжело всем, даже в лёгкой одежде. Температура на солнце достигала +36 градусов. Мы зафиксировали семь случаев теплового удара у участников. Чтобы минимизировать последствия жары, мы перенесли фестиваль на вечер. Но это было единственное, что мы могли сделать. На прошлом фестивале участники надевали костюмы не полностью. Когда становилось слишком жарко, можно было снять нижний камзол и остаться в кафтане. Это было оправдано, так мы старались максимально защитить их от жары. - А что хуже: дождь, холод или жара? - Конечно, дождь. Это создаёт серьёзный дискомфорт. Трудно передвигаться, скользко под ногами. Хочется ускориться, сделать что-то, но ничего не получается. Только опытные бойцы знают, как справляться со смещённым центром тяжести в дождливую погоду. Они умеют контролировать себя. Те, кто подготовлен не так хорошо, падают. - Как проходит фестивальный день у директора комплекса и организатора события? - В день фестиваля я обычно встаю очень рано. Сначала проверяю готовность площадок и наличие завтрака для участников, которые приехали издалека. Затем начинается процесс переодевания в костюмы. Чаще всего приезжающих из других регионов реконструкторов нам нужно переодеть всего за полтора-два часа. Это сложная задача, особенно учитывая, что их более ста человек. У нас есть всё необходимое: бирки с размерами, лавочки в коридоре. Важно, чтобы все успели к началу мероприятия. К этому моменту обычно площадка уже готова, звук настроен, всё выставлено. После переодевания мы можем спокойно поесть, не отвлекаясь на другие дела. Затем мы выходим на поле. Кстати, в этот раз у нас запланированы и костюмированная репетиция, и военно-историческая постановка в один день. Нам нужно отработать маневры - это важный элемент. Это отдельная часть фестиваля, которую мы решили включить в программу. Сначала репетиция: много криков и беготни. Затем реконструкция. После неё - фотозона, и мы прощаемся. Но это еще не всё. Важно правильно сдать костюмы: отправить их в стирку, аккуратно развесить и навести порядок. После переодевания наступает неформальное общение. Это наша многолетняя традиция. - Сражения не обходятся без боевых потерь. Зрители увидят, как театрально или порой забавно воины падают на поле. Как "умирают" участники баталии: по сценарию или случайно? - Последние годы действия развиваются по определённому сценарию. Это связано с тем, что в реальных боевых условиях важно учитывать разные аспекты. Например, в одном месте может быть больше оборонительных укреплений, а в другом - больше войск. Мы понимаем, где можно ожидать наибольшие потери. Но ситуация может развиваться по-разному. Иногда всё идёт по плану. Например, если ты бежишь и в тебя стреляют сразу три человека, в такой ситуации сложно остаться "в живых". - А бывает, что костюм не выдерживает испытания фестивалем? - Во время фестиваля случается всякое: и дождь, и грязь. Иногда участники падают, могут порвать что-то, конечно, потом приходится зашивать. Это нормально. - Вы, как и другие реконструкторы, выходите на поле боя. Но почему вы сражаетесь на стороне противника? - Я почти всегда выступаю за противников в бою. Три года назад я был на стороне русских. Обычно же я выбираю поляков или джунгар. Объясню почему. Чаще всего русские находятся в оборонительной позиции. Там действия проще, и у меня есть помощники. А джунгары и поляки - это в основном приезжие игроки, с ними сложнее. Как более опытный командир, я всегда стараюсь быть на поле боя, чтобы контролировать процесс. - Во второй день фестиваля омичи смогут посетить интерактивные площадки, где познакомятся с образами защитников отечества разных эпох в истории региона. Взглянув на них, можно подумать, что форма, которую носили 200-300 лет назад, была скорее красивая, чем удобная для сражений: напудренные парики и рюши. Что вы об этом думаете? - С древних времен люди воспринимали войну как праздник. Это особое и сакральное действие, в котором человек переходит из одного статуса в другой. В архаичных традициях, например, у галлов, которые шли в бой с римлянами, всё звенело и гремело, потому что это воспринималось как праздничное и священное событие. Однако в середине XVIII века стало ясно, что такой подход слишком дорог и непрактичен. Уже через сто лет произошёл переход к армии времён Александра I, которая стала более простой. Появилась шинель, что стало прототипом современной армии. Форма солдат зависела от множества факторов, включая тип войны, условия службы и географического положения. Нужно ещё понимать, что существовали парадная и повседневная формы. В крупных битвах, таких как наполеоновские, солдаты выходили на поле боя во всей своей красе. Но были и затяжные, изнурительные войны, а было время, когда они проводили много времени на марше, иногда делая всего два выстрела за два месяца. В таких условиях обмундирование играло второстепенную роль. Кроме того, существовала гарнизонная служба, где солдаты проводили большую часть времени. На войну они отправлялись нечасто. В караулах парадная форма не использовалась. Вместо неё солдаты носили тёплую одежду: сапоги, шубы, шапки. Особенно это касалось Сибири, где климат был суровым. - В этом и в прошлом году вы принимали много гостей. А сами вы собираетесь принять участие в каких-либо фестивалях за пределами нашего региона? - Мы не ездили никуда четыре года из-за ремонта. Уже соскучились по путешествиям. Сначала планируем небольшую поездку в Салехард, куда поедем небольшой группой из шести человек. А на следующий год планируем большую поездку к бирчанам. У них есть исторический парк "Бирская старина". Мы хотим поехать на фестиваль, посвящённый XVII веку. Они очень хотят увидеть нас как кочевников, потому что мы ценны для таких мероприятий. У нас много противников, и соотношение сил всегда было примерно 1 к 3 или 1 к 4. Русская армия часто оказывалась в меньшинстве, особенно в Сибири. Фестивали, посвящённые XVII веку, обычно показывают столкновения русских с русскими или с европейцами. Мы же можем выступить и за кочевников и за поляков, что делает нас уникальными. - Ну и напоследок. Многие уже в ожидании пятого юбилейного фестиваля "Подвиг 1612" (0+), посвящённого освобождению Москвы от польской интервенции. Скажите, предвкушать ли омичам чего-то новое в этот раз? - На следующий фестиваль, который состоится 4 ноября, мы планируем собрать большинство участников всех сибирских фестивалей. Это будет масштабное событие, поддержанное Фондом культурных инициатив. Мы планируем привлечь внимание всех регионов Западной Сибири. На самом деле, клубов, занимающихся региональной историей, не так много. Особенно это касается реконструкторов. Ведь мода на образы викингов и рыцарей, а также на западную культуру не угасает. Самое важное - нам удаётся проводить фестиваль ежегодно. А это значит, что наш марафон продолжится. Мы побывали в мастерской, где происходит подготовка к масштабному историческому фестивалю, и готовы поделиться красочными и атмосферными кадрами. Познакомиться с подробным расписанием фестиваля можно в этом материале . Мероприятие пройдёт при финансовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Фото: Илья Петров

Вывести коня на поле и переодеть сто реконструкторов за час. Директор Омской крепости об уникальности исторических фестивалей
© Омск Здесь