Александр Федорчак вошел в историю крымской журналистики
«Если что-то происходит, я должен быть там», — эти слова погибшего в марте нынешнего года в Донбассе крымского военкора Александра Федорчака вынесены на обложку книги воспоминаний о его жизни, которую представили в Симферополе в день рождения журналиста — 29 июля. «Александр Федорчак: сын, друг, военкор» — так называется эта книга, составленная под руководством его университетских преподавателей — Натальи Сегал и Виктории Кондратской.
Парень из Нижнегорского
«Саша вырос в маленьком степном крымском поселке Нижнегорский, — рассказала заведующая кафедрой журналистики Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Крымского федерального университета Диана Первых. — О журналистике мечтал с детства. Уже в пятом классе стал заниматься в школьном пресс-центре и писать заметки в учебную газету. А его первая «настоящая» статья вышла в районной газете «Нижнегорье», когда Саша учился в выпускном одиннадцатом классе. Потом были годы учебы в университете и одновременно работа в «Московском комсомольце в Крыму» и Крымском информационном агентстве. Служба в армии, в морской пехоте Черноморского флота. После увольнения в запас — продолжение учебы в магистратуре и работа на телеканале «Крым 24», где Федорчак на практике освоил едва ли не все журналистские профессии — не только репортера, но и ведущего в студии, документалиста, редактора, руководителя регионального подразделения канала».
«Студенческие годы, магистратура, армия. Все перед глазами! Ты не сидел на месте! Твой дембель 19 ноября 2018 года. Казалось бы, побудь дома, отдохни, отоспись! Нет, это не про тебя! Спустя две недели — твой первый сюжет на «Крым 24»! И завертелось! Материал за материалом, снегопады, ветра, наводнения, первый поезд в Крым, итоговая пресс-конференция президента, на которой тебе, одному из немногих, удалось задать ему свой вопрос», — вспоминает Сергей Федорчак, отец Александра.
Кто, если не он?
А потом пришла весна 2022 года. Саша начал ездить на передовую еще журналистом «Крым 24», затем перешел на работу военным корреспондентом на телеканал «Звезда», оттуда — в «Известия». «Он думал об одном: как помочь Родине? Говорил: «Все самые лучшие люди там! Там все настоящее: и отношения, и чувства! Там не предают! Мне надо снова туда, надо помочь ребятам — настолько, насколько смогу. Не хочу, чтобы они погибали…» — рассказывает его мама.
Военные командировки в зону проведения специальной военной операции становились все дольше, по месяцу, по два, а военная журналистика Федорчака — все серьезнее. Работа увлекала, затягивала. Да это и понятно. Во-первых, по-мужски, по-настоящему. А во-вторых, кто, если не он? Саша не был тем, кто избегал трудностей или прятался за чужими спинами.
Военкор Федорчак стал своим для бойцов, они его хорошо знали и уважали, а уважение солдат на войне, как известно, нужно заслужить. Последний репортаж журналиста, об обстановке на Купянском направлении в Харьковской области, вышел в эфир 23 марта. А на следующий день он погиб. Перед выездом на свою, как оказалось, последнюю съемку, записал веселый «кружок» и отправил друзьям-журналистам. Своего оператора Аркадия Амбуева решил не брать, оставил «на хозяйстве», был уверен, что справится сам. Этим решением спас коллеге жизнь. Бандеровцы нанесли прицельный удар «хаймарсом» по машине с журналистами — не пожалели ракеты стоимостью несколько сот тысяч американских долларов. Вместе с Александром Федорчаком погибли оператор «Звезды» Андрей Панов и водитель съемочной группы Александр Сиркели, а корреспондент «Звезды» Никита Гольдин был тяжело ранен. Почти месяц врачи боролись за его жизнь, но спасти не смогли.
Связь времен
Из фрагментов воспоминаний родителей, друзей и коллег создается образ человека, отдавшего жизнь за Родину и ставшего нравственным и профессиональным ориентиром для нынешних студентов и студенток Крымского федерального университета, которые мечтают связать свою жизнь с журналистикой. Одна из них, двоюродная сестра Саши, Анастасия Чумичкина, говорит: «Мой брат был из тех людей, которых время не может заточить в воспоминания. Оно оставляет надежду встретиться с ним снова, вновь видеться и разговаривать обо всем на свете. Говорить о планах на будущее, невзначай, зная, что случиться может все, что угодно. Наверное, это отголоски профессии. Не знать, что будет завтра, но быть уверенным в том, что правда победит. И что за эту правду нужно бороться».
Так получилось, что в тот же день, когда проходила презентация книги о Федорчаке, увидело свет еще одно издание, подготовленное учеными Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна. Первая часть первой «Истории крымской журналистики», написанная профессором Натальей Яблоновской. До сих пор такой работы не было. Монография рассказывает об истории крымской журналистики с момента ее возникновения до начала Великой Отечественной войны. Над второй частью фундаментального исследования, с сорок первого до наших дней, сейчас работает целый коллектив авторов, и в ней обязательно найдется место для Александра Федорчака.
Портрет Саши висит в Зале славы крымской журналистики. Рядом с ним — Лев Толстой, Константин Симонов, Сергей Борзенко, Евгений Халдей, Илья Сельвинский… И в этом нет никакого преувеличения. Все они сражались за Родину.
Александр Федорчак погиб от рук украинских националистов во время специальной военной операции 24 марта 2025 года. Еще один герой Зала славы, симферополец, военкор Павел Трошкин пал в бою с бандеровцами 19 октября 1944 года под городом Станиславом (ныне Ивано-Франковск). Павел Трошкин был похоронен во Львове, на недавно уничтоженном неонацистами холме Славы. Вот такая связь времен.