В ответ на этот вызов в правительстве создан особый координационный совет, который Валентина Матвиенко охарактеризовала как «демографический спецназ». Новый подход и что такое «демографический спецназ» RuNews24.ru обсудил с экспертом Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ Яковом Якубовичем.
По словам председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, совет по демографии при Президенте РФ стал своеобразным мозговым центром, ориентированным на семейные ценности и координацию всех усилий власти по поддержке семьи. Теперь в каждом министерстве, подчеркивает она, есть заместитель, отвечающий за демографические вопросы — то есть, создано своего рода «демографическое спецподразделение» внутри государственного управления.
«Самое главное — совместными усилиями удалось сделать “семейноцентричность” задачей всей страны. Сейчас в любом министерстве могут назвать замминистра, отвечающего за демографические вопросы. Фактически сформирован демографический спецназ. Есть надежда, что мы сможем восстановить традиционные ценности», — заявила Валентина Матвиенко.
Что означает «семейноцентричность»?
Это новая парадигма государственной политики, при которой интересы семьи и поддержка родителей с детьми становятся приоритетом во всех сферах — от экономики до образования и здравоохранения.
«Идея “семейноцентричности” — важный шаг вдаль от фрагментарных мер поддержки. Речь идет о системном видении: семья — не объект, а субъект политики, и помощь ей должна быть не просто материальной, а создавать условия для гармоничного сочетания материнства и личностного развития», — подчеркивает Яков Якубович.
Реалии демографической политики: плюсы и подводные камни
На сегодняшний день меры поддержки семей и детей разбросаны между разными ведомствами:
- Минтруд — пособия и выплаты
- Минздрав — репродуктивная и детская медицина
- Минпросвещения — образовательная инфраструктура
- Минэкономразвития — цифровые госуслуги, информирование
- Другие министерства решают смежные вопросы
В результате возникает проблема дублирования функций, бюрократических проволочек и потерь эффективности. Центральное управление демографическими инициативами должно устранить эти недостатки.
«Фрагментарность порождает не только пробелы в поддержке, но и низкую эффективность вложений: разные министерства видят демографию иначе и не всегда координируют усилия. “Демографический спецназ” — возможность наладить работу на единой платформе, внедрить единые стандарты и контроль», — считает эксперт.
Риски: административное разрастание и бюрократия
Создание специальных координаторов или новых органов неизбежно связано с повышением управленческих расходов и риском бюрократизации.
«Если речь идет только о перераспределении обязанностей между работающими чиновниками — вырастет нагрузка на них. Если же формируется новый аппарат, то придется тратить больше бюджетных средств. Здесь важно найти баланс: не плодить структуры, а повышать их эффективность», — предупреждает Яков Якубович.
Возможные плюсы координации
Объединение усилий ведомств может привести к созданию комплексных продуктов поддержки — например, единого «пакета» для молодых семей, который включает материнский капитал, льготную ипотеку, налоговые вычеты и оформление через госуслуги. Также перспективно развитие:
- Удаленной и гибкой работы для родителей;
- Инфраструктуры «детсад — рабочее место» (например, совместные пространства);
- Рост адресных социальных выплат;
- Мониторинга реального эффекта принятых мер;
Акценты и пиар-ходы: что стоит за новыми терминами?
Появление в публичном дискурсе лозунгов вроде «демографический спецназ» и «семейноцентричность» — не только отражение смены риторики, но и своего рода общественный сигнал.
«Это — часть пиар-стратегии. Не надо забывать, что серьезные вызовы требуют ярких формулировок для повышения вовлеченности общества. Однако без реального наполнения эти термины рискуют остаться лишь лозунгами», — заметил Яков Якубович.
Три пути от ВЦИОМ и «глухие зоны политики»
ВЦИОМ указывает на три магистральных направления для выхода из демографического кризиса:
- Рост рождаемости;
- Увеличение продолжительности жизни;
- Управляемая миграция;
Однако последний путь — миграция — крайне спорен в российском обществе. Попытки ограничить миграцию чреваты нарушением прав граждан и социокультурной сегрегацией. Напротив, грамотная миграционная политика может помочь и рынку труда, и семьям мигрантов при условии их интеграции и ориентации на воссоединение семей, а не только на мобильную рабочую силу.
Для того чтобы демографическая политика действительно дала результат, нужно:
1. Системная координация — управлять программами не как отдельными акциями, а как частями единой стратегии.
2. Финансовая устойчивость — меры должны быть просчитаны и гарантировать долгосрочную поддержку.
3. Адресность и объективный мониторинг — не просто распределять помощь, а отслеживать реальное влияние каждой меры на рождаемость и качество жизни семей.
4. Развитие человеческого капитал — создавать условия для самореализации родителей, заботиться о доступности жилья и социальной мобильности.
«Нельзя ограничиваться поддержкой только в финансовой форме или новыми названиями структур. Эффективная демографическая политика должна формироваться исходя из потребностей людей, а не из удобства ведомств или модных политических трендов», — резюмировал Яков Якубович.
Создание «демографического спецназа» — попытка властей ответить на серьезный вызов в сжатые сроки. Однако, чтобы новый координационный совет не стал очередной бюрократической надстройкой, необходима четкая системная работа, преследующая реальные — а не отчетные — результаты.
Россия действительно стоит перед угрозой суровой «демографической зимы». Чтобы преодолеть ее, потребуется не только пресловутая централизация и красивые пиар-фразы, но и реальные, адресные, прозрачные меры, которые будут сопровождаться эффективной межведомственной координацией и объективной оценкой воздействия на общество и семью.