Директор АО «Башспирт»: «Мы системно развиваем все направления – от технологий до кадровой политики»
Раиф Рамазанович, в следующем году АО «Башспирт» отметит 230-летие Стерлитамакского филиала. Каковы основные исторические вехи развития Вашего предприятия? — Стерлитамакский филиал АО «Башспирт» основан в 1796 году и действовал вначале как винокуренный. Первым владельцем винокурни был казанский дворянин Сергей Левашев. На протяжении столетия завод не прекращал своей деятельности, выпуская даже в годы Великой Отечественной Войны стратегически важную продукцию – спирт-сырец. Было организовано круглосуточное производство спирта, столь необходимого фронту, авиации, врачам и пациентам госпиталей. Всего в 1941–1945 годах было отправлено 4,5 млн литра спирта. В настоящее время является одним из ведущих крупнейших российских производителей в своей отрасли, который бережно хранит и продолжает вековые традиции русского винокуренного промысла. Завод производит спирты Люкс и Альфа, а также единственный в Уральском регионе натуральный спиртовой и яблочный уксус. Каких результатов удалось достичь компании, несмотря на сложности в отрасли? — Несмотря на то, что отрасль переживает непростые времена – только за последний год существенно выросли акцизы и появились новые регуляторные ограничения – нам удается демонстрировать рост. За три года объем производства увеличился на 28 % (с 4,45 до 5,7 млн дкл), выручка выросла на 46 % (до 28,8 млрд рублей), а чистая прибыль – в 8,5 раз. Эти результаты стали возможны благодаря постоянной работе над эффективностью всех процессов – без этого никуда. По данным статистики, за первые пять месяцев 2025 года в России зафиксировано снижение производства водки на 13 %. Ощутили ли вы спад? — Мы наблюдаем контрастную динамику, так как «Башспирту» удалось, напротив, нарастить реализацию на 9,3 % за этот период. Если говорить в цифрах, то на 180 тыс. декалитров реализовали больше. Какие меры были приняты для модернизации производства и как они повлияли на эффективность? — На предприятии мы комплексно модернизировали производство, уделили внимание кадровой политике. Так, в частности, направили 1,2 млрд рублей на обновление инфраструктуры: построили новое спиртохранилище, усовершенствовали спиртовой цех в Стерлитамаке и полностью переоснастили котельную в Бирске. Как итог: производительность труда выросла на 78 % без роста численности персонала. Однако технологии – лишь часть успеха. Одновременно за этот период мы повысили среднюю зарплату на 38 %, что помогло сохранить ключевых специалистов и их мотивацию. Помимо увеличения доходов сотрудников, какие еще шаги были предприняты в области кадровой и социальной политики за три года? — Мы комплексно подошли к развитию социальной политики. В прошлом году в новом коллективном договоре закрепили расширенные гарантии для сотрудников: теперь компания реализует полноценную программу поддержки не только работников, но и их семей, включая пенсионеров. Помимо стандартных мер, мы внедрили специальные инициативы, например, организовывали корпоративные выезды на матчи хоккейного клуба «Салават Юлаев», а также экскурсионные поездки для сотрудников и их детей в города России: Москву, Казань, Ижевск, Волгоград и Екатеринбург. На защите прав работников трудится профсоюз. За последние годы его позиции значительно усилились. Если в 2022 году в рядах профсоюза состояло менее половины сотрудников, то сегодня эта цифра достигла 90 %. Причем это не просто формальное членство: за два года объем финансирования социальных программ через профсоюз увеличился более чем вдвое. Это позволяет реализовывать значительно больше инициатив – от модернизации условий труда до организации культурного досуга. Такие изменения не остаются незамеченными: сотрудники видят реальную заботу об их интересах, что, безусловно, повышает мотивацию и вовлеченность. Насколько важную роль в развитии сыграла экспансия на новые рынки? — Безусловно, расширение географии продаж внесло вклад в наш рост. В 2024 году две трети всего объема производства (3,8 млн дал или 66 %) было реализовано за пределами Башкортостана. Нам удалось не только упрочить позиции в традиционных регионах присутствия, но и освоить новые перспективные рынки – от Калининграда до Камчатки с охватом Москвы. Особенно значимых результатов мы добились в международной экспансии, наладив стабильные поставки в Казахстан, Китай, Азербайджан, Узбекистан и Армению. Могли бы вы рассказать, как успехи компании в бизнесе помогают региону? — Финансовые успехи нашей компании напрямую влияют на объем налоговых отчислений. Только в 2024 году мы направили в бюджет 17,6 млрд рублей – это на 43 % больше, чем двумя годами ранее. Как ключевой налогоплательщик республики, мы понимаем свою роль в социально-экономическом развитии: эти средства помогают строить дороги, школы и больницы в районах Башкортостана. Получается, что наша работа важна не только для коллектива предприятия, но и для благополучия всех жителей региона. Как вы видите будущее компании «Башспирт» в среднесрочной перспективе? — Наша стратегия остается неизменной: мы гармонично сочетаем модернизацию производства с сохранением богатых традиций. Параллельно растет и собственная розничная сеть «Тантана» – сегодня это уже более 160 магазинов по всей республике. Для нас принципиально важно сохранять этот проверенный баланс между традициями и инновациями. Убежден, что такой подход и впредь будет приносить нам новые успехи. Фото: Халит Сафин