У «ГЭС-2» убирают «Большую глину № 4» и в августе заменят новой инсталляцией
У «ГЭС-2» демонтируют резонансную скульптуру. Работа швейцарского эпатажного художника Урса Фишера «Большая глина № 4» простояла перед Домом культуры на Болотной набережной ровно четыре года. На ее месте в августе появится новая инсталляция. Ее автор и название пока не раскрываются. Экспертам кажется, что новая работа тоже вызовет неоднозначную реакцию общественности. 13-метровый арт-объект «Большая глина № 4» был установлен в 2021 году, незадолго до открытия «ГЭС-2». Отлитая из алюминия увеличенная копия комка глины, которую Урс Фишер разминал в руках, метафорически отсылает к первоосновам искусства и творчества. Изначально скульпутра была заявлена как временная инсталляция. Ожидалось, что ротация арт-объектов у «ГЭС-2» будет происходить раз в девять месяцев, но в 2022 году руководство приняло решение о продлении экспозиции, чтобы «вовлекать в разговор и говорить о современном искусстве с самой широкой аудиторией». И в итоге скульптура простояла четыре года. В соцсетях сразу же началась оживленная дискуссия. Кто-то писал, что инсталляция похожа на гору мусора, другие — что на мороженое. Были и те, кто доходил до менее лестных выражений, сравнивая скульптуру со стопкой не очень аккуратного… В общем, с отходами жизнедеятельности животных и людей. Сейчас дискуссия утихла, но многие вспоминают о ней в том же ключе. Например, депутат Госдумы Елена Драпеко назвала скульптуру «какашкой» и выразила радость по поводу ее демонтажа. По мнению искусствоведа, автора телеграм-канала «Блог директора» Елизаветы Лихачевой, это был хороший пример качественного современного искусства и подобные высказывания говорят о многом:
— Я участвовала в нескольких общественных слушаниях по поводу этой скульптуры. Я помню, как все страшно возмущались, говорили, что это ужас-ужас-ужас, да почему никто не запретил. Прозвали всякими неприличными словами. По большому счету, как мне кажется, вопрос восприятия абстрактной формы в городском пространстве — это вопрос культуры и воспитания. Четыре года простояла «Глина». Сейчас она уйдет — на ее месте появится что-то еще, и, возможно, это тоже вызовет общественный резонанс, все это снова будут обсуждать. Мне кажется, что сменяемость монументов — крайне важный фактор воспитания, в том числе даже не общественного вкуса, а скорее привычки к восприятию необычного. В целом, зная безупречный вкус институции, я думаю, что появится что-то действительно интересное. Мне кажется, появилось что-то новое в коллекции и хотелось бы это показать. Все-таки скульптура, особенно большая, монументальная, должна быть в городском пространстве. Она по-другому работает, если ее поставить, например, в музейное пространство или в парковое. В этом смысле этот эксперимент вполне имеет право на существование.
— Ну что-то такое же громкое должно быть?
— Надеюсь, что да, но там посмотрим. Пока никто не знает, что будет вместо нее.
Пресс-служба Дома культуры «ГЭС-2» заявила, что демонтаж объекта — это часть запланированной ротации произведений искусства и развития прилегающей территории. В августе на этом месте будет установлен новый арт-объект. Его название и автора объявят позднее. От официальных комментариев в «ГЭС-2» отказались.
Архитектор-градостроитель, урбанист Илья Заливухин же считает, что новая инсталляция на Болотной набережной не нужна:
Илья Заливухин Архитектор-градостроитель, урбанист «Честно говоря, мне не нравилась эта работа, но дело даже не в авторском каком-то качестве. Памятник все-таки — это элемент градостроительной среды, архитектурной среды, городской среды. Если говорить про это место, там в принципе может не быть памятника, потому что само место — набережная — не располагает к установке. Тем более это была инсталляция, художественное высказывание, которое должно было быть временным, но оно действительно превратилось в памятник. Мне кажется, что не нужно таких эффектов, просто нужно убрать и все. Инсталляции могут стоять, собственно, в самой «ГЭС-2». Чем сложнее жизнь, тем, наверное, должны быть более какие-то чистые, понятные проекты».
Урс Фишер создал «Большую глину» в 2014 году, после она выставлялась в Нью-Йорке и во Флоренции. Флорентийская публика тоже не смогла разгадать замысел этой работы. На критику Фишер ответил философски: «Искусство — это то, что вы из него делаете. Если вы видите цветок, это цветок. Если вы видите кусок дерьма, это кусок дерьма».